История Семипалатинска.

Больше
02 март 2016 09:57 - 02 март 2016 10:10 #33957 от Viacheslav
Фотографии старого Семипалатинска (из архивов Терехина, Рыковой Н.В., Жукова П.Н., Т. Исабаева, Э. Мирсалимова, Н. Богинич, А. Додонова, М. Ситуды, В. Кашляка и семьи Жанбулатовых)

semey.city/foto/fotografii-starogo-semipalatinska/

Выдержки о Семипалатинске И. И. Завалишин. Описание Западной Сибири. Том 3. Сибирско-киргизская степь. — М., 1867.

archive.is/UYd5g

С уважением,
Плотников Вячеслав.

web: ok.ru/uznatbolsh
Последнее редактирование: 02 март 2016 10:10 от Viacheslav.
Спасибо сказали: bgleo, Нечай, Полуденная

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
26 янв 2017 00:13 #37362 от Нечай
Спасибо сказали: bgleo, Viacheslav

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
25 сен 2017 15:53 #39077 от Viacheslav
История от казахстанских краеведов...


С уважением,
Плотников Вячеслав.

web: ok.ru/uznatbolsh
Спасибо сказали: Patriot, bgleo, Нечай, Margom127

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
17 июнь 2018 09:11 #40912 от Нечай
Семипалатинская область, карта волостей 1893 г:

Это сообщение содержит прикрепленные изображения.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть их.

Спасибо сказали: Patriot, bgleo, Lyubchinova

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
27 июль 2019 08:54 #43226 от Нечай
Как часть общей истории:

Б.Ж. Атантаева, Р.Д. Ахметова
Татарское купечество Семипалатинской области в XIX - начале XX века

По переписи 1897 года в Семипалатинской области проживало 1033 купцов. А если говорить о городе Семипалатинске, то в процентном соотношении число купцов в городе составляло 20,4%. Доля же купцов в разрезе всего населения была относительно небольшая - 1,6% [1], но именно купцы относились к наиболее влиятельному слою: купцы играли значительную роль в экономическом развитии города, купцы-торговцы становились основателями многих промышленных предприятий.
Из документов известно, что татары Казахстана в основной своей массе были заняты в торговле: «Татары, переселившиеся сюда из Вятской, Казанской, и Тюменского уезда Тобольской губерний, в промышленности и, особенно в торговле предприимчивы, деятельны, трудолюбивы…» [2, с. 5]. Татары стали переселяться в различные регионы Российской империи, в том числе в губернии Центральной России, Донбасс, в Восточную Сибирь, Дальний Восток, Северный Кавказ, Закавказье, Среднюю Азию и Казахстан из-за безземелья, частых неурожаев на родине и традиционной тяги к торговле в XVIII-XIX вв.
Во второй половине XVIII в. татарские поселения начали возникать в Северном и Восточном Казахстане, вблизи или на территории самих российских форпостов и крепостей, расположенных в местах прохождения старинных караванных маршрутов. В частности, в 1786 г. в районе Новоишимской линии в 40 верстах от крепости Петропавловской татары-переселенцы из Поволжья основали деревню Мэулетавылы-Мамлютово (ныне г. Мамлютка), где шесть лет спустя в ходе шестой ревизии (1792 г.) было зарегистрировано 176 душ мужского пола. Приблизительно тогда же стали складываться татарские слободы в Семипалатинске, где селились вблизи крепостных стен и меновых дворов различные тюркоязычные выходцы из Поволжья, Западной Сибири, Средней Азии и Восточного Туркестана («татары», «сибирские бухарцы», «бухарцы», «ташкентцы», «кашгарцы» и пр.), традиционно
занимавшиеся посреднической торговлей в казахских кочевьях [3,с.232]. Как отмечают документы, в то время: «население Семипалатинской области главным образом состоит из инородцев (88,39%), причем в уездах процент этот еще увеличивается, достигая 93,41%» [4, с. 8].

В районе Семипалатинска торговые татары размещались с 1760-х гг. до середины 1790-х гг. на территории Меновой слободки, находившейся
на острове Полковничьем. В 1798 г. после сильного ее затопления очередным весенним разливом Иртыша (1795 г.) торговцам было разрешено
переселиться на полверсты выше по течению реки. Новое место их расселения сразу же стало называться в народе Татарской слободкой. В течение нескольких лет здесь был построен меновой двор, вокруг которого селились купцы и их приказчики. Слободка состояла из обывательских
строений и одной мечети. В ней проживали исключительно представители тюркоязычных народов России и Центральной Азии. В 1824 г. в результате быстрого разрастания Татарской слободы и Русского форштадта Семипалатинска обе эти части соединились в черте города, в результате
чего он приобрел многие типично азиатские черты [3, с.233].
В первой четверти XIX в. торговые татары стали селиться также в районе Усть-Каменогорска, где они размещались на левом берегу Иртыша ниже крепости, вблизи менового двора. В 1826 г, там проживало 37 татар [5, л. 4]. Вплоть до середины XIX в. население «татарских слободок» отличалось определенным непостоянством и неоднородностью этнического состава и формировалось главным образом за счет внешних миграций. В 1836 г. в Петропавловске проживало 459 татар, в Семипалатинске – 1451 и в Усть-Каменогорске – 210 человек [6, л. 11].

В 1840-х гг. царское правительство предоставило помещикам право ссылать своих людей «по прибору» в зачет рекрутов на восточные окраины России. На основе этого указа некоторые помещики, из поволжских губерний стали принудительно отправлять неугодных им татар в Сибирь. Таким путем были основаны и заселены казанскими татарами в середине XIX в. деревни Башкуль и Аккуль, расположенные в окрестностях г. Семипалатинска.
В 1897 г. в первой из них проживало 572, а во второй – 258 татар [3, с.234].
Семипалатинск стал одним из крупных городов в казахской степи с наибольшей концентрацией татарского населения. 15 марта 1882 г. в Семипалатинске была проведена первая перепись населения. 22,8% горожан составили татары, подавляющее большинство которых занималось торговлей, были среди них купцы, промышленники. Многие занимались хлебопашеством. Почти все они жили в правобережье и в большом достатке: «Дома их составляют лучшую часть города». Самой зажиточной частью Семипалатинска была Татарская слобода, или Татарский край, сохранивший свое название до наших дней [7, c.24].
Как показывают архивные данные, татары по роду занятий были не только купцами, занятыми в торговле, но и крупными владельцами промышленных предприятий, создаваемых как в городе Семипалатинске, так и в области. Представители татарской диаспоры были крупными меценатами, занимались благотворительностью, способствовали благоустройству города. Татары Восточного Казахстана являлись активными участниками экономической, социальной и культурной жизни области.
В Семипалатинской области сложились династии татарских купцов. Этнический состав купечества был неоднороден, в то же время общей тенденцией является наличие купцов из числа русских и татар. Так, 50,8% были представителями русского населения, 33,8% – татарского [8, л.189]. Среди них наибольшей коммерческой активностью выделялись семипалатинские купцы Салиховы, Искаковы, Рафиковы, Усмановы, Габитовы, Иштерековы. Династия Усмановых в 1861 г. была в списке самых многочисленных в крае, в ее составе было 5 семей общей численностью 33 человека. Самый крупный оборот имела семья И. Иштерякова – 99 тыс. руб. серебром в год. Семьи купцов Мусиных, Халитовых, Рафиковых способствовали развитию промышленности в городе.

Муса Мусин – семипалатинский купец, промышленник, меценат. В 1809 г. Казанский ямщик Муса Мусин вместе с сыном Садыком приехал в Семипалатинск. Поводом послужил начавшийся на родине Мусиных голод. Муса с сыном продавали в близлежащих селениях чай и муку, а на вырученные деньги покупали у сельских жителей шкуры, которые те, не умея выделывать, порой просто выкидывали. Мусины вручную мездрили ее, дубили, шили тулупы, дубленки. Через некоторое время Мусины наняли рабочую силу и открыли свою мастерскую. В 1852 г. в возрасте 92 года, Муса умер, оставив своему наследнику Садыку. Сын Мусы открыл магазины в Семипалатинске, Аягузе, Зайсане. Часть дохода была направлена на благотворительность, за что Садык был награжден статусом Почетного гражданина Семипалатинска.
Мусин считается основателем династии купцов Мусиных – «семипалатинских Елисеевых», как называли их на самой крупной в России Макарьевской ярмарке, он построил первую в округе паровую мельницу. Им также была запланирована постройка механизированной мельницы, однако ему не удалось осуществить свои планы. Долгие годы он готовил проект механизированного мукомольного завода. Его проект претворили в жизнь сыновья – Латиф и Фатих Мусины. Для осуществления проекта были наняты инженеры из Германии и США.
Сыновья Мусина – Латиф, Фатых и Салим, получившие высшее техническое образование, продолжили дело отца, а один из сыновей – Латиф закончил строительство мукомольного завода и открыл новое направление в семейном бизнесе – грузовое и пассажирское пароходство по Иртышу - водной артерии, проходящей из Китая в Россию через Семипалатинск. Отсюда – стремительный рост благосостояния Латифа, который стал владельцем 50 пароходов и барж. Не упустил он и возможности получить выгоду от набирающего популярность горнорудного дела. Множество рудников на Алтае и в Восточном Казахстане, где велась добыча золота рабочими Латифа, вскоре стали поставлять сырье на ювелирные производства Семипалатинска, Змеиногорска, УстьКаменогорска, откуда велась продажа готовых ювелирных изделий. Полностью монополизировал он и перевозку хлеба в Россию, оказывая влияние на цены на Макарьевской ярмарке [9, л.50].
На выделенные им средства в городе были построены школы, больницы, мечети. Мусины содержали учителей, направляли самых талантливых детей на учебу в Россию, Англию, США. Благотворительность всегда была семейной традицией Мусиных. Большую роль сыграли они в издании газеты «Семипалатинские областные ведомости». На ее издание они вместе с другими меценатами города выделили 10 тыс. рублей [10]. Семья Мусиных входила в 150 самых богатых семей Российской империи.

Понимая социальную ответственность своего бизнеса, Мусины учредили ежегодную благотворительную акцию, согласно которой каждая семья бедняков получала 2 мешка муки, 40 кг сахара, чай, соль и 50 кг.мяса. Один раз в год бедняки имели возможность бесплатно путешествовать на купеческих пароходах от Китая до Оби, включая пропитание [11, с.71].
Мусины стояли у истоков Иртышского речного флота. Еще в 1880-е гг. были предприняты попытки наладить постоянное судоходство по Иртышу в коммерческих целях. Быстрый рост иртышских городов выдвигал серьезные требования к судоходству не только в отношении увеличения объема перевозимых грузов, но и в отношении скорости и удобства передвижения. Кроме грузовых, по Иртышу ходили и пассажирские пароходы Мусина. Латиф Мусин, занявшись пароходством, первым в Семипалатинске создал флотилию на Иртыше и фактически стал хозяином Иртыша, а потом организовал добычу золота на ранее заброшенных рудниках. В 1908 г. на пристани верхнего Иртыша уже насчитывалось 46 пароходов и 87 барж, из них 2/3 принадлежали Л. Мусину [12, с.46].

Татары на территории Семипалатинской области Казахстана во второй половине XIX-начале XX вв. участвовали в таких видах торговли, как меновая, ярмарочная, стационарная, они фактически монополизировали развозную торговлю в степи, чему способствовала их социокультурная идентичность с местным населением.
Местные купцы строили кирпичные дома, и магазины с типичной для того времени архитектурой. Принадлежали они татарским купцам: Юнусу Татанову, Садолла кажы Бекшентаеву, Ибраю Манапову, Сулейману Мергенбаеву, Халелу Ерзину, Юсупу Абилханову и другим. По уточненным данным более 30-ти старинных построек Зайсана построены под руководством народного архитектора самоучки Баязита Сатпаева (1860-1954гг.). Уроженец села Аягуз Семипалатинской области из семьи мастера резчика по дереву, Баязит уже в возрасте 15-16 лет принимал участие в строительных работах города Семипалатинска. Азы архитектурного искусства в проектировании и черчении получил от турецкого архитектора Абдуллы Эфенди, под
руководством которого принимал участие в строительстве однои двух минаретных мечетей города Семипалатинска [13, с.55]. Самым крупным архитектурным сооружением Баязита Сатпаева в городе Зайсане является мечеть [14].

Американский журналист, путешественник, писатель, автор книг о Сибири и сибирской ссылке Дж. Кеннан, описывая город Семипалатинск, отмечал татар: «Все вместе произвело на меня впечатление мусульманского города, выстроенного посредине североафриканской пустыни. Это впечатление еще усиливалось благодаря татарским мечетям с темными стрельчатыми минаретами, стоявшим около них кучками длиннобородым муллам в белых чалмах и время от времени появлявшимся на улице большим двугорбым верблюдам, которыми управляли смуглые, в бараньих шапках, наездники пустыни – киргизы» [15, С.123]. До наших дней сохранилось несколько мечетей, в том числе единственная на территории Казахстана двухминаретная
мечеть, построенная в 1858–1862 гг. на средства местных купцов Сулейменова, Абдышева, Рафикова, Халитова. Одноминаретной мечети, построенной в 1910 г. на средства купца Латифа Мусина, позднее было присвоено его имя. Братья Мусины помогали также в строительстве учреждений народного образования. В 1889 г. купец В. Хамитов построил на свои средства каменные лавки на Никольской площади
и передал их в дар городу.
С середины ХIX в. в компактно населенных татарами сельских поселениях появляются медресе, в начале ХХ в. они функционируют
практически при каждой мечети. На деньги татарских меценатов начинают открываться мусульманские библиотеки, выпускаются периодические издания на национальном языке. В городе Семипалатинск была образована развитая линия татарских кварталов, мечетей и медресе. В 1862 году в городе численность населения достигала шести тысяч человек, третью часть из которых составляли татары, большинство из них занимались торговлей. Наиболее состоятельной частью Семипалатинска была Татарская слобода и Татарский край, который существует до сих пор и сохранивший свое название [16, с.24].
В «Приложении к отчету Семипалатинского военного губернатора о внутренней торговле в области за 1900 год» город Семипалатинск значился главным пунктом хлебной торговли области - 380 тысяч пудов пшеницы, 30 тысяч пудов овса в год. Также архивные данные указывают, что купец Латиф Мусин был одним из наиболее крупных хлеботорговцев города [17, л.30].
Татары были одним из самых образованных народов, уровень их грамотности превышал средний по губернии на 20%. Необходимо отметить, что в материалах переписи 1897 г. образовательный уровень татар определяется в трех категориях: грамотные на русском языке (составляли
4,7% от численности татар), грамотные на других языках (27%), имеющие образование выше начального (0,03%). В целом по Семипалатинской области доля грамотных составляла 6%, среди казахов – 6,5%, русских – 27,5%. По материалам переписи, татарский язык в Семипалатинской области находился на третьем месте по распространенности (9,94 тыс. чел.) [7, с.192]. Татары по вероисповеданию относились к подавляющей части населения в области – магометанам, которые по Семипалатинской области составляли 89,8% населения [18, с.39].
Таким образом, архивные документы, краеведческие материалы, биографические судьбы династий известных купцов свидетельствуют о том, что татарское купечество сыграло заметную роль в экономической и социально-культурной жизни Семипалатинской области в конце ХIХ – начале ХХ вв.

Библиографический список:
1. Обзор Семипалатинской области. – Семипалатинск : Типография Семипалатинского областного правления,1898.
2. Татары Семипалатинского Прииртышья. Центр документации новейшей истории Восточно-Казахстанской области. – Семипалатинск, 1998. – 67 с.
3. История Казахстана народы и культуры / Н.Э. Масанов, Ж.Б. Абылхожин, И.В. Ерофеева [и др.]. – Алматы : Дайк-Пресс, 2000. – 608 с.
4. Первая всеобщая перепись населения Российской империи, 1897 г. Семипалатинская область / под ред. Н.А. Тройницкого. – Семипалатинск,
1905. - 170 с.
5. Центр документации новейшей истории Восточно-Казахстанской области (ЦДНИ ВКО). Ф. 116. Оп. 10. Д. 27. Л. 4.
6. ЦДНИ ВКО. Ф. 116. Оп. 10. Д. 18. Л. 11.
7. Завалко, Д.А. Татарская диаспора в ВКО в конце XIX – четверти XX века (по материалам всеобщих переписей населения) / Д.А. Завалко // Этнодемографические процессы в Казахстане и сопредельных территория : материалы VI Международной научно-практической конференции, Усть-Каменогорск, 27-28 ноября 2004 г. Ч. 1- Усть-Каменогорск, 2005. – С. 24-28.
8. ЦДНИ ВКО. Р-128. Оп. 1. Д. 93.
9. Государственный архив Восточно-Казахстанской области (ГАВКО). Ф. 41.Оп. 21. Д. 14. Л. 50.
10. Кашаев, Ш. Они любили свой народ / Ш. Кашаев // Татарский мир. - 2007. - № 2.
11. Гибадуллина, Э.М. Татарские торговцы в Семипалатинской области Казахстана во второй половине XIX - начале XX вв. / Э.М. Гибадуллина //
Балтийский гуманитарный журнал. - 2013. - № 4. – С. 70-72.
12. Атантаева, Б.Ж. Влияние миграции на формирование этнических диаспор Восточного Казахстана в 1937-2005 гг. (социально-демографический
и культурный аспект) / Б.Ж. Атантаева, Т.А. Камалджанова. - Семей, 2014. – 256 с.
13. Михнова, П.В. Архитектурное наследие как социально-демографическая характеристика общества (на примере городов Северо-Восточного
Казахстана) / П.В. Михнова // Этнодемографические процессы в Казахстане и сопредельных территориях : материалы VI Международной научно-практической конференции. Ч. 2. – Усть-Каменогорск, 2005. - С. 42.
14. Сушко, П. Наследие Баязита Сатпаева / П. Сушко // Рудный Алтай. - 1996. - 5 октября. - № 125-126.
15. Кеннан, Дж. Сибирь и ссылка. Т. I / Дж. Кеннан. - СПб., 1906. - 213 с.
16. Каримов, Т.А. Роль ассоциации татарских и башкирских национально-культурных центров Республики Казахстан в консолидации казахстанского общества: перспективы, успехи, планы / Т.А. Каримов // Тюркотатары в современном мире: прошлое, современность, пути развития : сб. материалов международной научно-практической конференции. - Семипалатинск, 2009. - С. 71-77.
17. ЦДНИ ВКО. Ф. 116. Оп. 1. Д. 91. Л. 30.
18. Камалджанова, Т.А. Татарская диаспора Восточно-Казахстанской области в XVIII-XIX вв. / Т.А. Камалджанова // Вопросы исторической
науки : материалы Междунар. науч. конф. (г. Москва, январь 2012 г.).  М. : Ваш полиграфический партнер, 2012. – 94 с.
Спасибо сказали: Patriot, bgleo, Viacheslav, grig_alex@mail.ru

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.