Табынская икона Божией Матери

  • Елена Вл.
  • Елена Вл. аватар Автор темы
15 апр 2014 19:15 #20786 от Елена Вл.
Табынская икона Божией Матери самая загадочная икона в России. По многим местам Руси можно натолкнуться на смутные воспоминания о ней, а порой легендарные сказания. Бывает, что какойнибудь старый и древний старик иной раз скажет: «Да, было такое дело, есть такая икона, такая же, как Казанская, очень старинная с темным Ликом. Иконе той поклонялись казаки потому, и называется она Табынскою. А Лик иногда все же открывается, но только избранным Богородицею людям».

Первый раз увидела упоминание об этом Обазе в книге "Семиречье", там было описание ее пути с атаманом Дутовым. Ниже приложу файлы с этим текстом.

Икона оказалась загадочной. На сайте Православие о ней вскользь.

Но нашелся исследователь описавший Тыбинскую. Файл приложу.

Вот, например описание иконы оставленной атаманом Дутовым в станице Краснинской: «Темное, в средневековой манере -плоскостно написанное лицо Матери. Но есть нечто, что переворачивает душу, заставляет содрогнуться от горя, застывшего во взгляде. Всего две детали: набухшие от слез круги под глазами (рука не поднимается написать «мешки») и складочка на круглом детском подбородке. Сын, к виску которого Она прильнула, больше похож не на младенца, а на старца. Его лицо излучает мудрость и печаль. Будто Они оба -Мать и Сын знают, что с ними случится и что доведется пережить. Одежды не прописаны, их составляют складки белой парчи. Икона усыпана уральскими самоцветами... Рассказывают, что из-под венца раньше выглядывала голубка (по преданию, она первой появилась на источнике, предупреждая людей о явлении иконы). Вся икона заключена в узорчатую резную деревянную раму. И еще одна удивительная деталь. Если внимательно присмотреться, то замечаешь, как от левого виска Богородицы к правой скуле тянутся как слезинки шесть капелек. Что это? Трещинки в дереве, дефекты изображения, ведь иконе много лет» (с любовью описывает Дутов) Все сведения сходятся к тому, что у Дутова была не копия.

Вот, к примеру, легенда, имевшая хождение в Китае: «Согласно старинному преданию Табынская Чудотворная икона явилась во сне старцу-монаху, путешествовавшему по Семиречью (Восток Казахстана), в ночь, когда он ночевал в стогу сена близ станицы Табынской, это произошло 150 лет назад. О видении монах – провидец рассказал своему другу монаху – иконописцу. И тем же летом, икона была написана и помещена в церкви той же станицы Табынской» 1 .
Еще больше легенд о том, где теперь находится Табынская икона. И в сокровищницах Папы Римского, и в сейфах Зарубежной церкви, в музеях Харбина и Москвы или в частных коллекциях австралийцев. Говорили, что когда икона появлялась на выставках в Москве, народ валом валил именно к ней – Чудотворной Святыне с загадочным названием «Табынская». Об этой иконе было несколько передач ЦТ в 80-х годах…

Чудесные явления, случаи исцеления и чудеса по вере описывать не буду, желающие найдут это сами.
Древнейшая история Табынского края
Первое чудесное явление Табынской иконы нужно рассматривать нераздельно от истории Табынского края. Божия Матерь не случайно избрала Себе этот удел. И видимо, виноваты не только «Красоты природы», как это подчеркивается в «Сказании», но очевидно есть особый Божественный Промысл. Согласно преданию это станет известным лишь, когда наступят последние времена. Табынской иконе в конце мира надлежит сыграть особую всемирную роль. Именно поэтому в акафисте будущий митрополит Санкт-Петербургский Иоанн, многими верующими почитаемый как святой старец, написал «Радуйся, Похвало Табынская и всего мира Надеждо и Утешение»...
Долгое время в этих местах проживали венгры. Еще Г.Рычков 17 отмечал что, судя по найденным археологическим памятникам и другим признакам, у них были свои города и села, и даже заводы. Находили во множестве серпы лопаты из меди, а также и горны для плавки ее. Люди жили знакомые с искусствами и науками стран Греческой империи. Известно также, что эта страна называлась Великой Венгрией, и они довольно долго сдерживали Татаро-монгольское нашествие: "…Оттуда они (монголы) воротились в Великую Венгрию, из которой происходят наши венгры, и нападали на них 14 лет, а на 15-й год завладели ими, как нам сообщали словесно сами язычники-венгры...". 18 В Башкирии и сейчас сильно распространены венгерские названия гор и особенно рек: Юрмаш, Нугуш и пр. По всей вероятности Монголы не пощадили весь народ, за такое героическое сопротивление. Поэтому венгров на Урале почти не осталось, лишь одна-две деревни. На освободившиеся территории переместились башкирские племена из низовий рек Амударьи и Сырдарьи.
Башкирское племя «Табын», давшее некогда название нашему селу, появилось на Урале во времена Чингиз-хана. Родоначальник табынцев Майки-бий был назначен Чингиз-ханом как наместник Башкирии. И он со всем родом перебрался с Алтайских гор в верховья рек Миасс и Тобол. Но когда произошел распад Золотой Орды, начались усобицы между ханами-шейбанидами за власть в Сибирском ханстве. Табынский род попал в разряд гонимых, и, перевалив через Уральский хребет, принял подданство Ногайской Орды. 19
Прошло не более сотни лет и вот, 2 октября 1552 года Казань пала. Через 2 года осенью в 1554 году «…большой полк И.В.Шереметева и А.А.Салтыкова, сторожевой полк А.М.Курбского и М.Вороного ходили вверх по Каме на 250 вёрст до башкирских земель…». Только дружине Курбского пришлось выдержать 20 сражений. 20 В состав Российского государства тогда влилось множество народов Поволжья и Урала.
В 1555 г. по указу царя Иоанна Грозного учреждена Казанская епархия. Игумен Тверского Селижарова монастыря Гурий (Руготин) был назначен первым Казанским архиепископом. И отправился в Казань с архимандритами Варсонофием и Германом, имея наказную память: «в крещение неволею не приводить, обращаться с иноверцами кротко, с умилением, жестокостей им не чинить, а при необходимости, освобождать их от суда воевод и наместников». 21
В 1556 году вождь табынцев Курпяс-бий ездил к «Белому царю» (Ивану Грозному) и к Росси добровольно, среди прочих присоединяется род Табын. Как только Урал и Приуралье оказались под единой властью, и прекратились военные действия, сюда хлынул поток русских крестьян. В это же время ряд монастырей — Свияжский Рождественский, Казанский Седмиозёрный, Савво-Сторожевский и другие получали земли по рекам Белая и Кама с богатейшими рыболовными «уловами», а также «сенными покосами»и«хмелевым щипанием». Получили также «на оброк из казны» Костромской, Богоявленский, ТроицеСергиев монастыри, московские купцы И.Симоновский, Т.Гурьев, А.Яковлев, В.Тимофеев, казанский купец Огородников. Но особенно выделялся Звенигородский Савво-Сторожевский монастырь, во владении которого находились 62 озера, 21 речка, 16 родников. Ему же приписывается легендой основание Вознесенской пустыни.
Однако Ногайская и Сибирская орда все еще имели влияние на башкир. На них часто делали набеги ногайские орды, имевшие на службе воинов из самих же башкир, но оставшихся верными Ногайскому хану. И вот по «челобитной» всего башкирского народа в 1574 году отряд казанских стрельцов под командованием Ивана Гри
горьевича Нагого построил острог в устье реки Уфы. 22 Тогда же, как повествует легенда, сразу после основания Уфы, послал Иван Нагой вверх по Белой экспедицию казаков в таинственную страну -так называемый Кара-Табынский ряд. Примерно в 90 верстах от Уфы казаки наткнулись на странный приток Белой с солоноватой и тяжелой

Рис. 4: Схема расположения первой Табынской крепости 1574 года.
водой. Они назвали приток Коренным. Поднявшись по нему верст на пятнадцать, казаки нашли соленые ключи. Выше них вода в речке Коренной была пресной. Вернувшись в Уфу с бочонком воды из этих ключей, они доложили воеводе примерно так: «...рассол там выбивает из родников так, что можно черпать ведрами, а вкус воды соленый, а частью горький, а запах несколько вонючий; ключи бегут там, где растет большой березовый лес, которого хватит надолго, если варить там соль». 23
У горы Воскресенки в период от 1574 по 1586 вероятнее всего действительно был построен Табынский острог (крепость на Белой Воложке). Необходимость скорейшего возведения Табынского острога диктовалось тем, что здесь проходила дорога через Урал в Сибирь. И именно на горе Воскресенке стояла ногайская крепость. Необходимо было с одной стороны, разрушить ногайскую крепость, а с другой – своевременно извещать Уфу о возможном нападении сибирцев и калмык. В переписке с царем Федором от 1586 года ногайский хан Урус возмущался, угрожая войной:
«…ты на четырех местах хочешь городы ставити: на Уфе ( основание острога в 1574 году), на Увеке (построена крепость Саратов в 1590г.) да на Самаре (построена крепость в 1586г.) да на Белой Воложке (река Белая острог Табынск 1574г.). А теми месты твои деды и отцы владели ли? Поставили же городы для лиха и не дружбы…впред не быти…».
Посольский же приказ отвечал: «…что город на Уфе, на Белой Воложке велено ныне поставить для защиты от сибирского царя Кучюма…». 24
Место расположения первого Табынского городка известно довольно точно. В 5 км от современного Табынска, перед горой Воскресенкой поднимается Ольшанский бугор. Перед тем как оборваться в глубокий овраг, по дну которого течет речка Воскресенка, находился этот городок. Сейчас все здесь распахано при строительстве дорожной насыпи, но мы имеем довольно детальное описание С.Р. Минцлова:
«Он был невелик. По краю оврага, примыкающему к нему с северо-востока, затем со стороны поля с юго-востока и с северо-запада длина валов по 95 арш. (~70м), и только сторона, глядящая на нынешнее Табынское, имеет 84 арш. (~60 м). В середине последней хорошо заметен прорез ворот. На восточном, южном и западном углах видны квадратные площадки башен, обстреливавших продольно рвы; с северной стороны башни не было; на это указывает ров, не упирающийся, как в других углах, в площадку, а спущенный прямо в овраг…».
Вершину Воскресенской горы занимала в старину ногайская крепость. Табынск был значительно ниже за оврагом, и русским приходилось много терпеть от стрел ногайцев. Взята она была обходом по оврагу после долгого и упорного боя.
Со стороны противоположной оврагу, гора значительно покате, и почти три четверти высоты ее залило теперь зеленое море ржи. Но и с той стороны брать ее было трудно: вся верхняя часть ее опоясана тремя ярусами валов и рвов, снабженных, несомненно, в те времена еще и частоколом». 25
Вознесенская пустынь
Не добившись от России никаких уступок, хан Урус совместно с
Кучумом сделал таки набег на Табынский городок и разрушил Вознесенскую пустынь. Что известно нам из указа Федора Иоанновича от 1586 года:
«А того ради царь и великий князь Федор Иоаннович всея Русии самодержец указал тебе старцу Ионе, не могшав ехати в Уфимский уезд, в Вознесенскую пустынь Ногайской дороги, что башкирцами сожжена, а братия разсеяна..., а того ради тебе старцу Ионе, будучи в той пустыне Вознесенской, всякое церковное имущество, утварь, какая если осталась или разграблена башкирцами, равно колокола все то переписати, а также какое есть строение, келий и службы также переписати и где были тому монастырю нами Великим государем, жалованы, а на те земли Вознесенской пустыни наши грамоты утеряны, те земли переписати же со тщанием и нам о всем том Великому Государю царю всея Русии и самодержцу сказку за твоим и строителя черного попа подписом подать на Москве в патриарш приказ». 26
Необходимо пояснить, что пустыни в России стали развиваться еще с XIV в. а в XV в. превзошли по численности обычные монастыри более чем вдвое. Они имели более самобытное происхождение, основывались великими подвижниками, которые, отрекшись от мира, уходили в совершенную пустыню, лишенную человеческого жилища. Сами изыскивали средства для построения и содержания своего пустынного монастыря. Монахи расчищали лес, разводили огороды, пахали, косили, как и крестьяне.
Пустынный монастырь привлекал к себе этим. Он воспитывал особое настроение, настоящее братство. В безмолвном уединении монахи могли стяжать великие дары Духа Святого. Известно множество святых прославившихся именно таким подвигом отречения от мира – пустынно жительства. В древнерусском понимании пустынный монастырь признавался совершеннейшей формой монашества, основание такого монастыря было высшим подвигом инока. «Пустынь» означало великое уважение, и не даром, куда шли такие монахи, туда же направлялось и крестьянское население

Со временем Табынский острог превратился в город солеваров и стал называться Соловарным и довольно успешно просуществовал примерно до 1629 года.
..................
В 1744 году по императорскому указу в Табынском крае появляются Симбирские купцы Твердышевы которым передали «при Табынске негоднаго меднаго завода, обгорелой плотины и казенных тамошних рудников».23
В том же 1744 году императорским повелением было учреждено и Оренбургское казачье войско. Табынские казаки были причислены к нему и стали вместе с Уфимскими казаками его основой.
Оренбургское казачество восприняло традиции Табынских казаков, сохранивших их еще со времен первой Табынской крепости.
.......................
После крестьянской войны в Табынске заметно изменился состав населения. Согласно V ревизии 1795 г., кроме казаков и солдат, здесь зарегистрированы 43 государственных крестьянина, приписанных к заводу, 62 души м.п. крестьян, приписанных к Авзяно-Петровскому заводу, 16 душ м.п. государственных крестьян. Учтены 10 человек мордвы, а также 6 душ дворцовых крестьян, 9 душ экономических крестьян 79 .
В 1828 году Вознесенская церковь сгорела во второй раз. И именно в то время когда св.икона была унесена на святые ключи. Антиминсы были спасены казаком по фамилии Кадошников.
В 1830 г. числилось дворян потомственных 21 душа, мурз 12, из мурз князей 42, духовенства 35 душ м. п., удельных, государственных крестьян, казаков, солдат, а также тептярей, мишарей и башкир 4143 человека обоего пола.
В 1835 г. казаки были переселены в поселок Полтавский (Казахстан) и крепость прекратила свое существование. На ее месте осталось село Табынское, жители которого были причислены к сословию государственных крестьян.
До сих пор казаки этого поселка в Казахстане помнят Табынскую икону. Так, например казахская газета «Навигатор» сообщала, что в 1995 году табынские казаки передали Ф.Киркорову и А.Пугачевой в дар Икону Табынской Божией Матери.

Самое первое упоминание о крестном ходе и народном прославлении Табынской иконы было сделано известным писателем В.И.Далем, служившим в Оренбурге при губернаторе В.А. Перовском чиновником особых поручений в 1833-41 годах: «Эта явленная икона Богоматери, в 9-ю пятницу после Пасхи, обходит полгубернии, и к этому кочевому шествию стекается бездна народа и каждое населенное место всем населением провожает ее от себя до ночлега»

............
Исчезновение Табынской иконы
Могла ли Табынская икона появится в Оренбурге? Действительно, клир Табынской церкви (ибо именно он распоряжался несением иконы), во время непрекращающихся боев, хотя и имел право не выносить иконы, но все же решился нести ее в Оренбург в обход наступающих отрядов красной армии. Тому должны были служить следующие причины: Во-первых, этим они спасали икону, т.к красные наверно ее бы не пощадили, зная какой авторитет имеет она среди казаков.
Во-вторых, народ ждал икону, и необходимо было совершать крестный ход, поскольку он совершался ежегодно уже более 50 лет.
В третьих, атаман Дутов почитая Табынскую икону, очень желал иметь ее при своей армии. И как правитель Южного Урала, вероятно, просил священников Табынска принести икону в Оренбург: "В период гражданской войны... атаман Дутов использовал авторитет иконы для привлечения казаков в свою армию. Именно приверженность его к старой вере и традициям, уважение к святыне казачества привели в стан белых почти двадцать тысяч трудовых казаков и фронтовиков...» 148
схиархимандрит Серафим (Томин): «Я будучи келейником митрополита Нестора часто слышал, что владыка в 1918 году сопровождая нетленные мощи преподобной мученицы Елизаветы и Варвары ехал вместе с архиеп. Мефодием Оренбургским, который вез настоящую Табынскую икону. Он, владыка Мефодий, рассказывал, как она попала к нему. Табынскую икону встречали, как и всегда накануне Рождества Богородицы в станице Нежинская. Было огромное стечение народа. И в то время, когда начинался торжественный обряд смены серебреной ризы (Табынской) на золотую (из Оренбургского монастыря). Напали красные, и была настоящая битва. Обе ризы они забрали, а икону бросили. Владыка Мефодий подобрал икону и перевез ее в Харбин». Далее владыка рассказывал: « В Благовещенске у реки Амур переходили границу. Табынская икона не пошла. Построили часовню из камыша. Объявили пост. Три дня молились владыка Мефодий, владыка Нестор, владыка Мелетий и многие священники. И только после этого двинулась в Китай. В Харбине построили маленькую церковь. Затем перевезли в Пекин. Там так же была построена церковь. В 1948 году икону вывез в Австралию, а затем в Америку архимандрит Филарет (Вознесенский). Потом он возглавил синод РПЦЗ. Владыка Мануил 149 (будучи уже Самарским архиепископом. Обращался в Зарубежный синод по поводу возвращения иконы. Но они отвечали, что икона у них, и они никогда ее не отдадут».

Действительно архиепископ Мефодий, в декабре 1918 года покидает Оренбургскую кафедру, ожидая репрессий большевиков. Правительство Колчака находилось в Омске, там вероятно и встретились археп.Мефодий и еп.Нестор. Существует следующее воспоминание о перевозке мощей расстрелянных в Алапаевске:
«Игумен Серафим 150 получил разрешение от адмирала Колчака перевезти тела. Атаман Семенов выделил для этого вагон и дал пропуск. И 1(14) июля 1919 года восемь алапаевских гробов направились к Чите». 151
«В Чите гробы страдальцев пробыли шесть месяцев…26 февраля (11 марта)…за пределы России…при полном расстройстве железнодорожного транспорта. Вагон вместе с фронтом: пройдет верст 25, а потом откатится на 15. Благодаря пропуску вагон постоянно отцепляли и прицепляли к разным поездам, направляя к китайской границе».
«Наступило лето, из щелей гробов постоянно сочилась жидкость, распространяя ужасный смрад. Когда поезд останавливался, сопровождавшие собирали траву и вытирали ею гробы. Жидкость вытекавшая из гроба Великой Княгини, как вспоминает о.Серафим, благоухала, и они бережно собирали ее как святыню в бутылочку».
Сами мощи прибыли в Пекин: «16 апреля 1920 г. в 2 часа утра в Пекин из Харбина прибыли восемь гробов с останками Великой Княгини Елизаветы Федоровны, Великого Князя Сергея Михайловича, инокини Марфо-Мариинской обители в Москве Варвары (Яковлевой), князей Иоанна, Константина и Игоря Константиновичей, графа Владимира Павловича Палей и барона Феодора Ремеза.» 152 .
Хотя здесь ни слова не упоминается о сопутствующих архиереях и Табынской иконе, однако надо полагать, что они себя не афишировали, а Табынскую икону изначально прятали и от красных и от белых. Так например со слов архиепископа Ювеналия (Килина) Ижевского: « Эта икона примерно в 1921 году с Белой Армией ушла в Харбин, и он точно говорит, что не для всех было объявлено, а находилась в Казанско-Богородицком мужском монастыре в Харбине. В 1948 году точно была там, а дальше не знает, т.к выехал в СССР».62

Но в роковой 1948 год случилось непредвиденное событие: «13 июня 1948 г., в Неделю свв. Отец, в кафедральном Соборе Харбина духовенство епархии служило молебен о собирающемся в путешествие -в Москву на Собор -Экзархе, митрополите Несторе. Рано утром в понедельник 14 июня Экзарх был задержан китайскими властями... В Хабаровске митрополит Нестор на суде был обвинен в антисоветской деятельности -она заключалась в написании книги “Расстрел Московского Кремля” -и совершении панихид по убиенным в Алапаевске родственникам семьи Императора Николая II. Владыка Нестор 8 лет провел в заключении в мордовском пос. Явас.». 156
Харбинское духовенство осталось без «хозяина», появилась действительная возможность вывезти Табынскую икону. Поскольку владыку Нестора посадили, а владыка Ювеналий уехал в СССР.
«Из числа видных церковных деятелей не принял юрисдикцию Патриарха сын архиепископа Димитрия Хайларского — архимандрит Филарет. Он впоследствии возглавил Зарубежный Синод». 157 Именно он имел действительную возможность изъять из монастыря икону, как ближайший помощник правящего архиерея. Вероятно, под предлогом сохранения иконы о.Филарет вывез ее в Пекин. Где в срочном порядке для такой святыни один из домов оборудуется под церковь: «Эта домовая церковь была устроена в 1948-49 годах в честь Табынской Божией Матери. А закрыта 16 июля 1956 года». 158
И вот, что вспоминает Игорь Ребрин (Сан-Пауло Бразилия): «...Я точно помню, что она (икона) была в маленькой церкви в бывшем посольском квартале (Пекин). Это был дом недалеко от восточной части стены. Мой отец был там старостой, и я помню, что икона была довольно большая... Церковь закрыли, и все имущество перевезли в Бэй
Гуань (Пекинская православная миссия), после прихода коммунистов (1949 г.)...». И то, что иконы потом уже не было, свидетельствует Александр Кириллов (Рио-де-Жанейро Бразилия): « Я и не слышал никогда об этой иконе, несмотря на то, что между 1949 и 1953 годах, неделями, а иногда и месяцами жил в Российской Духовной миссии в Пекине...». Интересно, что пекинский владыка Виктор (Святин) официально сообщает об открытии Табынской церкви после 1949 года, а в списках ризницы Табынской иконы не упоминает. Что действительно говорит о том, что об иконе «...не для всех было объявлено...». И то, что в 1949 году ее уже там не было.
Чтобы спасти как можно больше ценных икон и святынь и вывезти их в Америку и Австралию, владыка Иоанн Шанхайский перемещается поближе к Пекину: «в августе 1948 г. вл. Иоанн прибыл в курортный город Циндао и как признанный Министерством внутренних дел гоминьдановского правительства Начальник Миссии поселился в священническом доме Свято-Софийского прихода в Циндао… Это спасло впоследствии имущество храма от уничтожения... При этом большая часть имущества и архивов храма была вывезена эмигрантами в Америку и Австралию. Тоже случилось и с большой частью шанхайского церковного имущества, вывезенным вл. Иоанном из Китая»
Табынскую икону, вероятно, вывезли первым же пароходом: «Первый пароход, “Хван-Лен”, с группой в шестьсот русских беженцев вышел из Шанхая 14 января 1949 г. Владыка Иоанн (Максимович) приехал на пароход и отслужил напутственный молебен, после которого благословил каждого в путь… До конца 1949 г. правительство Филиппин приняло 6 000 эмигрантов из Шанхая, около 5 000 из которых были выходцами из России. Среди них был и архиепископ Шанхайский Иоанн (Максимович) со своей паствой и клиром. Он покинул Шанхай 4 мая 1949 г. Большая часть имущества была вывезена, документы Совета Миссии частично уничтожены». 161
Смутные воспоминания все же существуют об этом перевозе иконы: «...по восточным городам Китая стали собирать средства на перевоз ее в Пекин. Но наши опоздали -икона исчезла. По свежим следам удалось установить, что ее перехватили Иезуиты и увезли в Рим. Кому довелось побывать в Сокровищницах Ватикана, утверждали, что видели ее там...». 162 «Свою очередь наводил справки у бывших старожил Бей-Гуаньской Миссии в Пекине, но никто вспомнить об иконе Табынской Божией Матери не может. Помнят только разговоры о Ней, но не о месте пребывания». 163
Конечно, поиски иконы никогда не прекращались. Вот, например ответы, присланные на запрос управляющего Уфимской епархией архиепископа Никона:
-от Архиепископа Серафима, Брюссельского и Западно-Европейского: «Уже запросили наше общество ИКОНА в Париже... они в курсе дела, но очень сомневаемся, чтобы следы Табынской иконы будет легко и им найти... лет 40 назад появилась какая-то Казанская икона, которую американский банкир объявил подлинной...Вот она!так было объявлено. Банкиры хотели ее продать, обращались даже к нашему Синоду... Но сумма была указана колоссальная, а экспертиза общества ИКОНА определила, что она не могла быть подлинной... на Всемирной Выставке в Нью-Йорке был даже небольшой павильон отдельный, где эта икона пребывала под охраной детективов... потом ее купили римо-католики... у нас в Сан-Франциско имеется женский монастырь из Китая... по описаниям святынь этой обители «Казанская» (или похожая на нее) - не упоминается». 164
Второй ответ Архиепископа Серафима, Брюссельского и Западно-Европейского: «Насчет будто в сейфе находящейся иконы Табынской в Нью-Йорке: очень это кажется фантастично. Не говоря о том, что мало почтено и не благочестиво хранить святую икону в сейфе, это как-то звучит неправдоподобно… Это уже не сейф обычных раз меров, но какой-то бронированный чулан…»62
От секретаря Сан-Франциской епархии РПЦЗ прот.Петра Перекрестова: «…у нас имело место заседание Епархиального совета и я спросил собравшееся духовенство (в том числе и двух наших Владык),
слышали ли они о «Табынской» иконе Божией Матери. Никто о ней ничего не знает. Я всем показал цветную ксерокопию иконы, но она никому не знакома. Я также просил священника женской обители проверить, не висит ли подробная икона у них в монастырском храме (а у них иконы висят до потолка на всех стенках). Так что теперь я могу Вам официально сообщить, что в Западно-Американской епар хии ничего не известно о Табынской иконе».62
Однако имеет место быть и другая версия исчезновения Табынской иконы.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

  • Елена Вл.
  • Елена Вл. аватар Автор темы
15 апр 2014 19:21 #20787 от Елена Вл.
Табынская икона у атамана Дутова
Почти сразу после исчезновения иконы начались ее поиски. Уже в 1926 году священники Табынской церкви обращались в НКВД с просьбой о вывозе иконы, которую якобы нашли в Китае: «Слушали доклад помощника церковного старосты Д.Матвеева, очевидца, о том, как белая банда казачьего генерала Дутова захватила чтимую икону Божьей Матери во время ее хода по домам верующих и затем увезла за границу» (протокол собрания верующих прихожан с.Табынска 20.06.26г.). 165 Далее называется и год, когда пропала икона: «1919 год, белая банда ген.Дутова захватила народную святыню, весьма чтимую древнюю икону, называемую Табынской Божьей Матерью и увезла в Китай...Ныне верующая община села Табынская приблизительно установила место нахождения святыни близ г.Кульджи в Китае...» (Заявление в БНКВД от 20.06.26). 166 Этот документ вызывает двойственные чувства. В первых, почему-то докладывает не священник, и даже не староста, а всего-то его помощник. А обыкновенно икона носилась в сопровождении клира Табынской церкви. Вспомним хотя бы «Сказание»: «...причт Табынской церкви сопровождавший святыню...». Возможно, конечно, что священники все-таки были, но не упоминаются, поскольку письмо то в НКВД. Но и этот момент сомнителен, ибо далее в том же документе безбоязненно упоминаются Духовные власти (и это в НКВД?). А потом, что же это 5 лет молчали, а тут вдруг перед 9-ой пятницей 167 загорелось. Ведь Матвеев был изначально очевидцем не только захвата, но и увоза иконы за границу. Наверное, он был там, вместе с белыми казаками. И какими-то путями вернулся еще в 25 году и всем рассказал.
Шум ведь поднялся не шуточный: «...отовсюду поступали и ныне поступают настойчивые требования верующего народа епархии: возвратить народную святыню на место ее прежнего пребывания в с.Табынск. Требования свои верующий народ высказывает через церковные правления свои и, через своих депутатов высказал на Епархиальном съезде в декабре 1925 г...». А это не сельское приходское собрание. А что «беляков» Матвеев называет бандитами, так ведь в НКВД не будешь писать на красных бандитов, можно и приврать. Впрочем, разница была небольшая.
Встречается довольно много упоминаний о том, что икона была у Дутова. Например, Е.Карелина: "Наш поселок пос.Краснинский (воспоминание М.В.Сологуба.) -был одним из последних прибежищ атамана Дутова. Иной раз наших мужиков жители окрестных сел в шутку называют "дутовцами". Говорят, что в последнее время икона находилась у Дутова и он увез ее, отступая в Маньжурию...". 168 Или в брошюре "Блокнот Агитатора" (с.Грачевка, Курманаевский район.) в воспоминаниях Ефима Левина и Аграфены Иночкины: "Во всех походах Дутов охранял (Ее) казачьим эскортом... что Табынская Божия Матерь появится вновь..." 169 также икона связана с Дутовым.
Причем, действительно бои около Оренбурга шли с апреля по сентябрь 1919 года как раз около станицы Нежинской. И в это время икона могла запросто попасть в руки дутовцев.
«...в середине мая Дутов приблизился к горе Маяк. Однако, попытки овладеть городом и в апреле и в мае провалились...». Вскоре началось всеобщее отступление Колчака: «…К сентябрю 1919 были добиты основные силы Южной Армии Колчака и дутовцев. В плен сдалось 30 тыс. пехоты и 7 тыс. казаков. Остатки дутовской армии отступили через Тургайские степи и безводные пустынные пески Балхаша к Сергиополю на соединение с Аненковым -в Семиречье. К марту 1920 года близ города Чугучака они перешли китайскую гра ницу».71
«А явленную Табынскую икону Богоматери увез атаман Дутов, когда отступал. Мама рассказывала, что при отступлении в Китай он проходил через нашу деревню Калпацкую и останавливался у моего дедушки Виноградова Петра Анисимовича. Когда он прибыл в деревню, утром ударили в колокола, собрался народ. Дутов сказал: «Дорогие мои, я отступаю: красные шуба, а мы рукав. Он держал Табынскую икону Божией Матери в руках, плакал: «Чудотворную икону на поругание и растерзание не отдам». С его отрядом из нашей деревни шесть человек уехали» 170
Часто совершались молебны и крестные ходы с Табынской иконой. И когда святыню заносили в храм, нередко сам атаман Дутов брал ее на руки. Впоследствии икона так и перешла к нему и стала постоянно находиться в походной церкви главной ставки. 171 Во время же похода икона охранялась казачьим эскортом. 172 Икона находилась в тяжелом деревянном киоте на носилках, которые несли две лошади. 173
"23 мая 1919 года отдельная Оренбургская армия была расформирована и на базе ее создавалась Южная армия... генерал-майор Г.А.Белов (немец Виттенкопф) командующий Южной армии...» но армия все время отступала, казачьи части Дутова проходили через «...поселок Бриенский... в Тургае...". 174
«в Тургае... Ген. Дутов приступил к реорганизации остатков южной армии с целью создать отдельную Оренбургскую группу... у Актюбинска наступил общий крах... Часть остатков южной армии собиралась перейти из Атбазара в Кокчетав, дабы объединиться с корпусом ген. Бакича...» 175
В ноябре 1919 года, при отступлении через Акмолинск армии атамана Дутова: «…по инициативе служителей Александро-Невской церкви был организован крестный ход вокруг Акмолинска с чудотворной иконой Табынской Богоматери, на заборах пестрели листовки, призывающие к покаянию в грехах и к борьбе с большевиками. Под вечер 25 ноября 1919 года большевики заняли город». 176
29 марта 1920 года последний отряд Дутова состоявший из 600 человек и сотни личного конвоя из города Лепсинска начал переход в Китай. От деревни Покатиловки углубились в горы Алатау. В Сарканском ущелье первую ночь шли по колено в снегу то по руслу реки то, взбираясь на скалы. Не было ни одного кустика, чтобы развести огонь, ни корма, ни воды для лошадей. Через три дня подошли к последнему перевалу Карасарык. 177
Здесь совершилось чудесное избавление от смерти Оренбургского казака Троицкой станицы Николая Скобелкина. Вот как описывает это его сын: «…при подъеме на последний перевал лошади и люди выбивались из сил, мой отец болел тифом и едва сидел в седле.… К полудню отец потерял сознание, и его положили в снег и оставили. Ночью он пришел в себя и начал короткими переходами подниматься к перевалу. Несло метель, высокогорная местность абсолютно голая, укрыться было негде. В десять часов вечера на одном из самых крутых подъемов он наткнулся на брошенную икону. Он сел у иконы за ветром и ему было хорошо. Около полуночи он услышал голоса. Оказалось, что отряд вышел на последний перевал, где решено было
заночевать. Атаман вызвал добровольцев вернуться назад и вынести икону и по пути попытаться найти моего отца и похоронить. Таким образом, был спасен мой отец. Это было чудо, что он ночью в метель нашел икону, и она прикрыла его от непогоды!»
Воспоминания казака Верхнеуральской станицы Николая Щелокова, личного секретаря атамана, переданного его сыном: «Приблизившись к горному хребту, им надлежало делать перевал через Карсарык. Шла узенькая тропа на вершину, где был крутой заворот и спуск на другую сторону.
Тропа была крутая, с обрывом по одну сторону, куда много вьючных лошадей оступившись, падало. Кроме того, на вершине стояла постоянная вьюга. Надо было добраться до вершины к полуночи, когда вьюга утихала часа на два. Перебраться всем взяло много ночей, и почему-то не успели перенести икону. Она осталась на вершине. Тогда несколько казаков взялись идти обратно за иконой и говорили, что там стояла полнейшая тишина, и икона легко неслась вперед поддерживаемая одной рукой». 178
Сам атаман Дутов потерял сознание и был спущен киргизами на веревках с обрыва на дно ущелья. В последствии он написал: «Спуск с перевала тянулся еще 50 верст, и затем отряд вышел к китайской границе на реке Бартале. Люди вышли сюда почти без вещей, без денег, вынеся с собой только чтимую оренбуржцами икону Табынской Божией Матери, пулеметы и винтовки. После тяжкого пути, люди не узнавали друг друга – все похудели, почернели, «остались одни глаза». Около границы удалось достать немного пищи…». 179
Во время этого отступления известно следующее чудо: «Икона была большая, очень тяжелая, и, когда военные шли по пескам, от усталости решили ее там оставить и уйти. Однако, пройдя некоторый путь, они заметили, что приближаются к месту, где оставили икону. Подосадовав, опять пошли, но через некоторое время очутились опять на том же месте. Так три раза намеревались войска, оставив икону, уйти и три раза необычайным образом возвращались к ней. Тогда они решили нести икону с собой, несмотря ни на такие трудности, и таким образом с ней армия Дутова перешла границу Китая. С армией Дутова перешли границу и несколько священников, среди которых был и архимандрит Иона (в последующие годы бывший епископом Ханькоуским)».
А также и такое: «Казаки, принесшие эту икону, объяснили, что она была украдена двумя туркменами из шалаша – полевой церкви и разрублена на две половины, после снятия всех драгоценностей. По неизвестной причине, на следующий день туркмены вернулись назад посмотреть на эту икону и что же они увидели? Икона стояла около дерева целой и невредимой, с сиянием вокруг нее. Они страшно перепугались и бежали в свои поселения». 180
Сначала остановились в местечке Джампани. Отряд простоял там около месяца. Из Советской России было получено предложение об амнистии. И 6 мая 1920 года после молебна перед Табынской иконой около 240 казаков вернулись в Россию.82
В городе Суйдун отряд казаков был интернирован китайскими властями. «В Суйдуне при войске была своя церковь, которая находилась как бы в подземелье на том месте, где при нас была транспортная контора. Та Табынская чудотворная икона Божией Матери, что была при нас в Кульдже, была тоже привезена или принесена дутовской армией… сам Дутов жил у реки Сударваза…между Дутовым и басмачами завязалась тайная связь…».
В феврале 1921 года атаман Дутов был предательски убит. «… когда Дутова убили, то его многочисленная армия рассыпалась по

Рис. 22: Крестный ход с Табынской иконой в Кульдже 1956 год.
всему Китаю, и многие русские уехали в Харбин…большинство людей его армии осталось в городе Кульдже и окрестностях».
Но еще долго казаки сохраняли свою военную организацию, и при штабе казачьего войска в походной церкви Табынская икона находилась до 1938 года. Началась новая волна беженцев от коллективизации. В главном городе Синьцзяна Кульдже на пожертвования православных была построена Никольская каменная церковь, куда и была перенесена Табынская икона. В эти времена случились следующие случаи чудесной помощи Табынской иконы, которые описал сын диакона Кульджинской церкви о. Павла Метленко: «В городе Кульджа, чудотворная икона проявила много чудес. Люди из других исповеданий, приходили в церковь, помолится перед иконой Божией Матери Табынской, прося об исцелении многих разнообразных болезней.
Молодая мусульманка, услышав о чудесах творимых Табынской Божией Матерью, привезла с собой другую слепую женщину, тоже мусульманку. Подвела ее к иконе, положила обе ее руки на икону. Слепая женщина стала горько плакать и приговаривать по-своему, вероятно молитвы, и встав на колени продолжала со слезами просить исцеления. И просьба ее была услышана Божией Матерью. Когда она встала на ноги, держась обеими руками за икону и открыв глаза, увидела перед собой эту икону. Нужно было присутствовать при таком явлении, чтобы понять эти радостные и слезные рыдания человека не знавшего, как и чем благодарить Божию Матерь за такое чудо. Мы слышали, что она крадучись от родственников приняла православие.
В 1942 году, в Синьцзянской провинции Китая, была страшная засуха. Многие, неправославные люди, молились Богу о даровании дождя, но проходили недели и месяцы, дождь не приходил, посевы начали гибнуть. Тогда стали просить русских, чтобы и мы обратились к Богу. Наше духовенство решило эту просьбу принять и отслужить молебен с Табынской иконой на пруду. На призыв священников приехали из города и поселков человек 150-200. Взяли икону Божией Матери и пошли на пруд.
Несли икону по два человека и по очереди, так как икона была очень тяжелой. Многие верующие, по старой традиции, поцеловав икону, нагибаясь, проходили под ней. Путь был не легкий. От храма мы должны были идти по шоссейной дороге до речки Пиличинки, а потом вверх до пруда. Вскоре подул сильный ветер, поднял пыль, и мы с трудом шли около одного километра. Уже близко у реки мы почувствовали редкие капли дождя, с громом и молнией. На молебне уже пошел такой сильный дождь, что не заметили, как стали мокрыми с головы до ног». 181
Табынская икона в Китайском Синьцзяне часто поднималась на крестные ходы. И обычно они совершались по городам, где прожива
181 Письмо В.П.Метленко. Сан-Франциско.
ло русское население: Урумчи, Чугучак, Лоуцоугоу, Кульджи, Суйдун. С 1954 года по 1960 год храм в г.Кульдже возглавляет игумен Софроний (Иогель) присланный из Харбинского Казанско-Богородицкого монастыря. Он пытался вывезти Табынскую икону с собой в СССР, но как пишет Виктор Павлович Метленко «…прихожане этого храма отказали ему это сделать».76
Сразу же его место занимает о.П.Кочуновский. Но и он, как следует из письма П.Н. Скобелкина (Папуа Новая Гвинея), вскоре же умер.
«…Фокин, пришедший в Китай в числе военных армии Дутова и поэтому претендовавшего, что чудотворная икона Божией Матери, что была в нашей церкви в Кульдже, в какой-то степени принадлежала ему».
«Когда подошло такое время, и русские поехали из Китая за границу, они хотели вывезти чудотворную икону с собой. Но Фокин им не позволил этого сделать, поскольку сам никуда не хотел уезжать, а икону считал своей».
«Моя мама ходила на склад и видела много икон из нашей церкви, но Табынской там не было. Икона исчезла, и никто не знает, где она, а я думаю, что она в Пекине. Китайцы знают старинной иконе цену, и я в китайской книжонке когда-то читал о ней». 182
Далее известно, что перед самым разрушением храма икона была спасена из церкви тем же Фокиным и вероятно передана сыну покойного о.П.Кочуновского. При выезде же в Австралию в 1961 году он не смог уже вывезти Табынскую икону, поскольку китайские власти уже не разрешали этого сделать.
И поэтому икону он передал на хранение обратно Кузьме Фокину. С ним даже проводилась долгое время переписка, с целью вывезти Табынскую икону в Австралию, но этого не позволяли сделать власти Китая вплоть до 1965 года. А когда разрешение было получено, тогда уже потерялся и контакт и с ним. Теперь, как показывают опросы современного русского населения, в Кульдже многие верят, что Табынская икона еще находится где-то около Кульджи в сокровенном месте.
Игумен Вианор опубликовал следующий отчет о поисках Табынской иконы, которые он проводил по указанию Патриарха Алексия:
«Во время одного из частных посещений состоялось знакомство с
182 Е.Софронова. Где ты, моя Родина. М.1999.
родственником хозяев дома, приехавшим из Австралии (он эмигрировал туда в период массового выезда русскоязычного населения КНР). Этот человек на протяжении 12 лет, по поручению Американского патриархата (как владеющий китайским и русским языками), пытался наладить работу приходов в Урумчи, Чугучаке и Кульдже, но этого не получилось.
Кроме того, он занимался поисками Табынской иконы Божией Матери. С его слов образ не покинул пределы Китая и не сгорел, согласно первоначальным данным. Вместе с другими церковными ценностями икона находится на правительственном складе в городе Урумчи. По данным одного из сотрудников этого склада, оклад на иконе отсутствует, образ потемневший, и слегка опален близ Спасителя. Этот образ схож с образом Казанской иконы Божией Матери». 183 Однако сомнительно, чтобы это была Табынская икона, поскольку на настоящей Табынской иконе ясно видны следы от ран нанесенных при втором ее явлении.
Вот так пропала Табынская икона во второй раз.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.