- ФОРУМ
- ИСТОРИЯ СИБИРСКОГО КАЗАЧЬЕГО ВОЙСКА
- ОБЩАЯ ИСТОРИЯ СИБИРСКОГО КАЗАЧЬЕГО ВОЙСКА
- КАЗАЧЕСТВО И РЕЛИГИЯ
- История одного монастыря...
История одного монастыря...
- 1960
- Не в сети
- Сообщений: 216
- Репутация: 33
- Спасибо получено: 1147
Краткий анализ
имеющихся в распоряжении автора материалов по ликвидации Архистратиго-Михайловского женского третьеклассного монастыря.
Сложности при проведении исторического расследования: фамилия Кизин и Казин зачастую в воспоминаниях путаются, и это обстоятельство создает значительные трудности при сопоставлении имеющихся фактов.
Год основания монастыря: 1896
Основатели монастыря: Анна Васильевна Петухова (игуменья Евпраксия), вдова есаула СКВ Алексея Прохоровича Казина, умершего в январе 1890 года и похороненного в станице Пресновской. Предположительно, перезахоронен по просьбе жены на территории монастыря не позднее 1903 года.
Предыстория создания монастыря: В период командования сотней в станице Пресногорьковской участник походов в Среднюю Азию А.П.Казин познакомился с Анной Петуховой (предположительно урожденной пос. Камышловского) и женился на ней в 1885 -89 гг. Страдая чахоткой (туберкулезом), подхваченной во время службы на Сыр-Дарьинской линии, Алексей Прохорович умер в возрасте 49 лет и оставил после своей кончины земельный надел. Полученный за службу по указу императора от 1877 года.. надел этот составлял более 1200 десятин земли, нарезанный есаулу в районе поселка Пресноредутского станицы Пресногорьковской. Вдова есаула на землях почившего мужа основала общину, со временем приобретшую статус монастыря. В нем проживало до 150 человек в разные периоды существования обители, которые выполняли различную работу в пределах обозначенного монастыря и их усилиями было создано хозяйство, приносящее доход, способный дать обитателям достойное проживание. Монастырь имел свое собственное подворье в Кургане, Омске, станице Звериноголовской. Надо отметить тот факт, что монастырь возник в период полнейшего охлаждения веры – годы, предшествовавшие октябрьскому перевороту сделали даже служителей православной веры теплохладными. Поэтому, предполагаю, что игуменья Евпраксия, создавая монастырь, испытывала колоссальные трудности в организационных вопросах и противодействие зараженных атеизмом властей. Однако пассионарный характер оглохшей от горя после смерти мужа Анны Васильевны, оставшейся в одиночестве против целого ряда обстоятельств, помог ей преодолеть, при помощи Божией, стену непонимания и невнимания к ее подвижническому деланию. При изучении документов о миссионерской деятельности монастыря сталкиваешься с двумя различными точками зрения на деятельность игуменьи:
- святая. Люди, непосредственно общавшиеся с игуменьей Евпраксией иначе как матушка ее не называли. Именно они, считая настоятельницу святым человеком, привезли ее мертвое тело в монастырь жуткой мартовской ночью 1921 года и, соорудив каменный склеп в Троицкой церкви, положили в него прах монахинь. Именно они под страхом повторения участи своих убиенных наставниц больше полугода хранили секрет и надеялись, что палачи не доберутся до убитых. Именно их боялись чекисты даже в 1923 году, намереваясь выселить из монастыря опасных для власти женщин, вооруженных не пулеметами Максим, а верою в пришествие Спасителя. И, наконец. Именно они захоронили тела на кладбище с. Песчанка и до смерти ухаживали за могилой. Обозначенная точка зрения существовала у лиц, непосредственно общавшихся с игуменьей.
- не святая. Пораженные, вернее, зараженные вирусом воинствующего атеизма комсомольцы, прожили до глубокой старости с верою в совершенную правильность своих поступков. Церахто в своих воспоминаниях пытается доказать, как правы были те, кто расстрелял в переулке Макара Садового на озере Церковном села Макарьевки женщин из монастыря, благословение которому было дано самим о. Иоанном (Кронштадским). Для этого он не гнушается никакими самими низкими эпитетами в адрес сестер. Создается впечатление, что таким образом он пытается оправдать действия расстрельной команды и доказать самому себе правильность содеянного, как это пытались сделать убийцы царской семьи. Видимо, червь сомнения с возрастом все же глодал чекистское сердце Федора Николаевича. Внуки и правнуки активисток тех лет представляют игуменью как алчного, эксплуатирующего чужой труд, угнетающего своих воспитанниц деспота. Чувствуется, что и им нет охоты признать убийство как убийство, а не как акт справедливого возмездия за содеянное. Действительно, нельзя же признать преступлением, например то, что монашки за свои проступки сажали сосны и ухаживали за ними по воле игуменьи. Вышеизложенная точка зрения характерна для ныне живущих в селе Макарьевка и Песчанка.
Факты:
Обитатели монастыря не признали Советскою власть.
Стало быть, они были обречены.
Перед казнью монахини, среди которых кроме игуменьи была и казначея, были подвергнуты допросу с пристрастием, ибо расстрелять их не узнав, где они закопали свои богатства совершенно несвойственно ЧОНовцам.
Расстрел состоялся на льду озера Церковного у Макарьевки (Церахто пишет, что у Федоровки – пытается таким образом выгородить своих макарьевских друзей, один из которых Филипп Журавлев, работал председателем колхоза в военные годы, был нелестно встречен жителями, знавшими о его участии в казни).
Тела вывезены в монастырь и до осени 1921 года находились в алтаре Троицкой церкви.
Перезахоронены жителями Песчанки на кладбище.
В 1966 году найдены отсеченные черепа, которые положены в захоронения монахинь (Расюк Н.П.).
Недостаток фактического материала позволяет видеть лишь общую картину происшедшего события т.е. факт существования монастыря, его миссионерскую и просветительскую деятельность и факт его ликвидации, вместе с основателями.
Думается, что деятельность С.Ф.Шатилова, А.И.Дедова и автора аналитической записки по установлению истины в отношении вышеизложенного будет иметь продолжение.
Учитель истории Пресногорьковской школы Виниченко Сергей Николаевич
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- МихаилЪ
- Не в сети
- Сообщений: 32
- Репутация: 5
- Спасибо получено: 110
дом священника фото сделано в 2013 г.
Это сообщение содержит прикрепленные изображения.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть их.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- 1960
- Не в сети
- Сообщений: 216
- Репутация: 33
- Спасибо получено: 1147
Это сообщение содержит прикрепленные изображения.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть их.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- МихаилЪ
- Не в сети
- Сообщений: 32
- Репутация: 5
- Спасибо получено: 110
Храм. Сейчас очень хорошо сохранился фундамент, каменный, высокий.
Дом священника.
Подворье Архистратиго-Михайловского монастыря г. Курган (т.н. монашкин дом)
Это сообщение содержит прикрепленные изображения.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть их.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- SFSH
- Не в сети
- Сообщений: 24
- Репутация: 5
- Спасибо получено: 96
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- МихаилЪ
- Не в сети
- Сообщений: 32
- Репутация: 5
- Спасибо получено: 110
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- 1960
- Не в сети
- Сообщений: 216
- Репутация: 33
- Спасибо получено: 1147
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- SFSH
- Не в сети
- Сообщений: 24
- Репутация: 5
- Спасибо получено: 96
Курганское подворье снесено, в 2011 году я его уже не нашел.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- 1960
- Не в сети
- Сообщений: 216
- Репутация: 33
- Спасибо получено: 1147
Это сообщение содержит прикрепленные изображения.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть их.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- МихаилЪ
- Не в сети
- Сообщений: 32
- Репутация: 5
- Спасибо получено: 110
фото из книги — К.Ф. Скальский Омская Епархия. Омск: «А.К.Демидова», 1900 г
Это сообщение содержит прикрепленные изображения.
Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь, чтобы увидеть их.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- 1960
- Не в сети
- Сообщений: 216
- Репутация: 33
- Спасибо получено: 1147
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
- Redut
Архистратиго - Михайловский Женский (Казинский) монастырь был включен в сельско-хозяйственную перепись посёлка Пресногорьковского.
Земля - 157 десятин, включая
пахотная - 87 десятин
сенокосная - 70 десятин
Скот-156 голов, включая
лошадей (разного возраста) - 32
коров - 59
овец - 60
свиней -5
С/х машины - 26 штук, включая
плуг однолемешный - 1
плуг многолемешный - 2
бункеровка - 1
сеялка - 1
веялка - 1
телеги на железном ходу -5
телеги на деревянном ходу -10
сенокосилка - 2
конные грабли - 1
лобогрейка -1
самосброска -1
сноповалка -1
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.