О прозвищах.

  • Витязь
  • Витязь аватар
04 дек 2014 05:31 #25342 от Витязь
В. Сафронов "Тобольские сказания про разные названия"

Вячеслав Софронов исчисляет свой род от дружинника Ермака, пришедшего в далекую Сибирь четыре века назад. Родившись в семье с давними историческими традициями, выросший неподалеку от стен Тобольского кремля, он не просто впитал в себя эти традиции, он живет ими. Вероятно, отсюда и его тяга к путешествиям, поиск могилы Ермака, подземных ходов Тобольска, клада хана Кучума и царских сокровищ...
Вся творческая биография Вячеслава Софронова посвящается Сибири и событиям, в ней происходящим. Автор многих статей на тему о сибирских воеводах, губернаторах, просветителях, он успевал ходить в походы со школьниками, снимать кинофильмы, работать в архивах, работать преподавателем в институте.


--- Как город ставили ---

У кого как, а у нас город в аккурат стоит: собой приметлив, с людьми приветлив, для приезжих мил – всем умастил!

Где такое найдетесыщете, чтоб при двух реках, при трех горах, о два жилья городок стоял?!

Тут и лес, и поле – всего вволю, хошь бегом беги, а сможешь – так лётом лети, крылы-крылышки выпускай, до неба доставай. Про Тобольск наш разные сказы сказывают, байки бают, старину вспоминают. Кто в нем не бывал, тот и счастья не знавал.

Таких, как у нас, девок-припевок, нигде в мире не сыщешь, зря жизнь просвищешь; а парней-богатырей – сто пар сапог собьешь и за Уралом не найдешь; а наших дедов-мудрецов Бог умом наградил, в первый ряд посадил; а нашенские бабы такие шаньги пекут, что слюнки по подолу сами текут.

И все эти чудеса-разности в Тобольске-городе водятся, до сих пор не переводятся. Тут и Богу служат, в колокола бьют, а праздник подходит – и винца попьют. Все под Богом ходят, да далече не заходят: хошь ты русский, хоть татарин или иной басурманин.

Не город, а сказка, для души ласка. И живется, и дышится легко-легонько, день за днем бежит потихоньку, пусть не быстро, но главное не корыстно. Живи, радуйся, сколько хошь, а добрых людей дурным словом не тревожь.

Есть еще в Сибири город Тюмень, пыль собирала со всех деревень. Что у нас в Тобольске не прижилось, то в ней завелось. Тем и пользуются-радуются, на большее не оглядываются.

А ведь могло такое случиться, что и город бы наш не родился. Да, видать, случай к нам с Божией помощью лицом повернулся – сам Господь помог, в бороду улыбнулся, по его воле не в чистом поле, а в добром месте город заложили, крепость срубили, чтобы жили все в радости да творили благости.

Давненько то было, да не все позабыли, как прибыли из-за Иртыш-реки стрельцы-казачки с воеводой Данилой по прозванию Чулковым, мужиком толковым. Дал им царь Федор, самого Грозного Ивана сын, указ, чтоб тот воевода крепкую крепость срубил-сладил, на крутом берегу поставил.

Плывет воевода на струге-ладье от горы к горе, а кругом все места чудные, завидные, одно другого краше: хошь в одном месте город-крепость руби, а хошь – напротив ставь. А дело нешуточное так город поставить, в точку попасть, перед царем не ударить в грязь, чтоб он собой хорош был, долго людям служил. Один день проходит, другой кончается, третья зорька над Иртышом-рекой занимается, а Данила Чулков глаз не смыкает, все место подыскивает, выбирает.

Сплавали к городку ханскому, что на крутояре стоит, врагам грозит. Там Ермак-атаман с дружиной своей две зимы зимовал, горя много повидал, половину товарищей схоронил, в землицу зарыл. Нет, не годится рядом с могилами жить-селиться да в праздники веселиться, не заведено так у людей православных, не принято.

Взобрались на гору Чувашскую неприступную, где хан Кучум свои сотни держал, казаков в Сибирь не пускал, да те все одно его скинули-сковырнули, обратно не повернули. И тут кровушки русской много пролито, жизней положено без числа, не годится место для житья. Да и леса крепкого, строевого близко не сыскать, а зиму осталось недолго ждать, надобно башни острожные срубить, стены поставить, жилье для стрельцов-казаков обустроить.

А был из их числа, из артели парень молодой: хорош собой, совсем безусый, волосом русый, именем Андрей, а по прозванью Устюжанин. Он все рыбной ловлей занимался-тешился, на всю артель рыбу добывал, свежей ухой, что ни день, угощал. Пропадал по заводям да омутам то с сеткой-режевкой, а то с переметом. Весь день его среди казаков не было, а к вечеру бежит по берегу, сам не свой, рот до ушей сплошной дырой.

Бегом бежит, что есть мочи голосит. Шапку ветром сдуло, сапоги илом затянуло:

– Ой, мужики! Диво! Ой, родненькие! Чудо! Сколь лет на свете живу, а такого не видывал, не слыхивал. Расскажу, не поверите…

– Чего голосишь, будто с печи свалился, – мужики ему. – Водяной, что ль, за штаны схватил, или русалка поцеловала?

– Если бы водяной иль русалка, а то… чудо! Рыбина поболе меня на песке лежит, носом шевелит. Только вместо носа у нее копье острое, на спине шипы, что у твоей бороны, плавники размером с руку.

– Ой, неспроста это, – мужички-казачки меж собой зашептались, заперемигивались. – Где это видано-слыхано, чтоб рыбина сама на берег выскочила? Уж не сам ли рыбий царь к нам пожаловал? Только к добру то али к худу? Веди нас, Андрюха-простуха, на то самое место, где тебе рыбина чудная явилась, а потом решим-поглядим, как дело повернется-сложится.

Пошли они все скопом. Впереди Андрюха поспешает, следом воевода Чулков шагает, а дале по всему берегу стрельцы-казаки тянутся, пищали-ружья наготове держат, на всякий случай. Вскорости добрались они до того места, где Устюжанин свой перемет в реку закидывал. Глядь, а на песке мокром вмятина огромная, будто кто бревно тащил-волок, прямехонько в воду уходит.

– Вот здесь она лежала-полеживала, на меня глазищи свои таращила, – Андрюха им указывает.

– Лежать-то, может, и лежала, да обратно сбежала, – казаки в головах чешут, на Устюжанина поглядывают. – Уж больно велика, дажесь и не верится…

Только они это сказали-молвили, как вода возле берега забурлила, ходуном заходила, и шасть оттуда башка длинная, узкая, а вместо носа и впрямь копье торчит, покачивается.

– Так то ж осетр! Как есть рыбий царь! – казак один вскричал.

– Точно… Видать, знак нам подает царь рыбий…

Повернули головы назад, вверх глянули, а над ними холм, лесом строевым весь поросший-покрытый, и к нему ложок удобный ведет-стелется, под холмом речка малая струится, журчит водой ключевой, чистой, прозрачной.

Взобрались наверх, глянули – красотища! Иртыш мимо холма седые волны несет-бурлит, у другого берега лось из глухого урмана вышел, рога к воде наклонил, грозно трубит, в небе птичьи стаи кружат-летают, друг дружку догоняют.

– Да! – Данила Чулков руки раскинул, лицо ветру подставил, того и гляди, сам полетит прямо с холма. – Сколь ни ходи, а на сто верст лучше места не сыскать под крепость-городок! Такой простор для сердца, для души русской вряд ли найдешь. Не зря рыбий царь нам являлся, сокровенное место указал, и Богу, и людям угодное, для житья пригодное. Так тому и быть!

Перекрестились стрельцы-казаки, батюшка заздравный молебен отслужил, взялись за топоры-пилы, стали лес валить-шкурить, город-острог ставить. Первым делом церкву заложили во имя Пресвятой Животворящей Троицы. А городок тот Тоболеском нарекли, именем заветным, ласковым, крепким и нерушимым.

А осетр тот, царь рыбий, каждое лето на Троицын день из воды речной выныривал под самыми городскими стенами, условный знак подавал, острог от напастей всяческих оберегал. Старики говаривали, мол, пока тот осетр подле города обитает, в мире с людьми живет, то и Тоболь­ску быть-стоять. А коль уйдет в иные места, прогневится на нас, то и беды разные пойдут, всех изведут.

Если кто наш сказ проверить пожелает, пусть на Троицын день на берег выйдет да подождет от царь-рыбы знака условного, сам во всем убедится, сверится.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
04 дек 2014 09:49 #25352 от Куренев
А вот за это-"спасибо".Уважил.

Пелым-д.Куренева-Оренбург-кр.Чебаркульская-Пресноредутъ-кр.Пресногорьковская-ст.Атбасарская-ст.
Котуркульская --- Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Спасибо сказали: Светлана, Витязь

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
04 дек 2014 11:58 #25357 от аиртавич
Денис написал:
про уральцев слышал, их горынычи называли . а вот про сибирцев в первый раз.

Вот тебе раз! Странно...Обычно о гаврилычах встречаются упоминания в путевых записках, в художественной литературе. Понятно: в официальных бумагах какие прозвища?! Всё строго. Очередной раз натыкался буквально недавно, в дневнике какого-то (поищу конкретно,дам наводку) участника азиатского похода, где сибирцы исполняли роль конвоя, а отписывался то ли армейский офицер, то ли чиновник. Кстати, об уральцах... Их, слышал уже в современности, поддразнивали и по другому, не совсем прилично, связывая это с именем их прародительницы бабки Гугнихи (так, кажись).Честь имею, аиртавич.
Спасибо сказали: bgleo, Светлана, Нечай

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
15 дек 2014 14:00 #25694 от аиртавич
Ну вот, пожалуйста, про гаврилычей...150 лет нас так величают, а мы и "не в теме" порой (шутка)."Кафланбек находился в двадцати пяти верстах, которые я мог проехать, как у бога за пазухой, под конвоем двадцати пяти человек сибирских казаков; хотя, положим, их и называют за что-то гаврилычами и говорят, будто они трусишки порядочные, но все-таки не один едешь, а под конвоем казачьей команды с офицером. Великолепными местами проехали мы до самого Кафланбека, разговаривая с офицером, который вскоре сел ко мне в телегу. Телега была та же, ротного командира из Шерапхана; я ее взял дальше, потому что в Акджаре не было ни одной телеги. Целую дорогу мы проговорили с г. К. о том, за что сибирских казаков называют гаврилычами и за что их трусишками величают. Он чрезвычайно отстаивал храбрость и ловкость своего воинства, про гаврилычей же он говорил, что это название получили сибирские казаки только в последнее время в Туркестанской области; но что он не знает, за что такая немилость".
«Туркестанский край в 1866 г. Путевые заметки П.И.Пашино" – СПб, 1868 год
Спасибо сказали: bgleo, svekolnik, Светлана, Нечай, Полуденная, Alexandrov_2013

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
16 дек 2014 11:42 #25785 от аиртавич
Ещё о гаврилычах...Копнул шире - интересные вещи! "Рядом с линейным солдатом шел казак, этот его вернейший друг, окрещенный именем "Гаврилыча" Сколько раз запасливый и сметливый Гаврилыч выручал линейца из беды? Сегодня он поделится с ним хлебушком, завтра даст испить водицы, послезавтра подвезет усталую "крупу" на своей лошадке. Он берег его сон, очищал ему путь, добывал баранту, рядом с ним ковырял землю, стоял на валу".(Это об уральцах, оренбуричах).

"Иногородние, живущие среди Казаков, посмеиваются иногда: «Гаврилычи-то наши соберутся на ярмарке, купят косушку и сидят над ней ..." (об уральцах).

КАЗАЧИЙ СЛОВАРЬ-СПРАВОЧНИК: ГАВРИЛИЧ - у Русских насмешливое прозвание Донских Казаков
И что в сумме? Получается: гаврилычами (гавриличами) в русской армии звали едва ли не всех казаков? Сибирским наименование передалось в 19 веке, когда они при завоеваниях Туркестана и в азиатских походах входили в длительное и тесное взаимодействие с пехотой, артиллерией, сапёрами, регулярной кавалерией? Любопытно. Честь имею, аиртавич.
Спасибо сказали: Patriot, bgleo, svekolnik, Светлана, Нечай, nataleks, evstik, Полуденная

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
17 дек 2014 07:05 #25800 от аиртавич
Путешествия по Туркестанскому краю и исследование горной страны Тянь-Шаня, совершенные по поручению Императорского Русского географического общества доктором зоологии, членом Императорского Русского географического и других ученых обществ Н. Северцовым. — СПб., 1873.
…"Это казачий быт и характер в мирное время (перед этим автор даёт уничижительную характеристику семирекам, читай, сибирцам, поскольку те семиреки - казаки вчерашних №№9 и 10 полковых округов СКВ - аиртавич); видал их и на войне, при походе генерала Черняева в 1864 г. На войне они удалой народ… на разграбление беззащитных аулов, если киргизы разбегутся; но если есть хоть некоторое основание ожидать сопротивления, то семиреченские гаврилычи, как и сибирские, весьма берегут жизнь от опасности. Я видел, напр., в 1864 г., как три самых удалых из полусотенного отряда, с штуцерами, побоялись одного киргиза с ружьем, на хромой лошади: что насмешило бывшего тут же солдата, оконенного стрелка. Он догнал киргиза, прицелился — и тот сдался без выстрела; пленный оказался выехавшим тайком на баранту, с товарищами, из киргизов, сопровождавших наш же отряд". Вот такие отзывы странные о гаврилычах - из "песни" слова не выбросишь...Одно бы спросил у авторов: господа, да мыслимо ли при такой трусости да лени, пьянстве и разврате казаки смогли "Сибирь воевати" до Северного и Тихого океана или одним полком держать имперские границы с Китаем в пару тысяч верст? А может записи тех путешественников уже правят сегодняшние "историки" и "подлым умыслом" бросают тень на славное имя казака-сибирца и всех гаврилычей? Впрочем, это другая тема. Надеюсь, привёл достаточно фактов о прозвании сибирцев? Закругляюсь. Честь имею, аиртавич.
Спасибо сказали: bgleo, svekolnik, Светлана, Нечай, elnik

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
17 дек 2014 07:38 #25802 от svekolnik
Если даже и было что-то похожее на самом деле, то уж обобщать - это просто по-дилетантски или просто подленько.
Спасибо сказали: bgleo, Светлана, Нечай, аиртавич

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
17 дек 2014 08:25 #25804 от Нечай
Да уж... За что же тогда стольких "гаврилычей" наградили Георгием?
Спасибо сказали: bgleo, svekolnik, Светлана, elnik, аиртавич

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
17 дек 2014 09:05 #25806 от Куренев
А я первый раз вот слышу подобное прозвище.Не в восторге,честно скажу.Было? Возможно.Узнали? Узнали...А после всего и предлагаю-тему закрыть и присыпать.Тем более не только нас,сибирцев касаемо...откопали на свою голову.

Пелым-д.Куренева-Оренбург-кр.Чебаркульская-Пресноредутъ-кр.Пресногорьковская-ст.Атбасарская-ст.
Котуркульская --- Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.
Спасибо сказали: Светлана

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
17 дек 2014 09:59 #25809 от sergey75
Не трусливые - а осторожные.:cheer: Знают, как одним всадником Кенесары заманивал на полутысячные засадные отряды. Все нормально. Кому - трусость, а кому-то - поперед батьки в пекло не лезь. Восток - дело тонкое. Сибиряки это хорошо усвоили за прошедшие десятилетия службы. Потом каковы командиры, таковы и подчиненные. Вспомним, что делали через десятилетие казаки в том же Туркестане при Скобелеве.
Спасибо сказали: bgleo, svekolnik, Светлана, evstik, elnik, аиртавич

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
17 дек 2014 10:15 #25810 от Нечай
Вот-вот: "Береженого Бог бережет" Может и не струсили, а вовсе связываться не хотели. Зачем лезть на рожон? А если прозвище от регулярных, то тут понятно, давние распри...
Спасибо сказали: bgleo, svekolnik, Светлана, аиртавич

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
18 дек 2014 10:29 - 18 дек 2014 10:30 #25833 от sergey75
Еще пара ремарок по поводу осмотрительности сибирских казаков. Поводом для нее была масса поучительных примеров. Вот, несколько из них.

Сначала визуальные картинки. Это проще для восприятия.

Помните Василия Васильевича Верещагина? Нашего замечательного русского художника баталиста. У него есть «Туркестанская серия» - серия картин, написанная в 1871-1873 гг. по мотивам поездок художника в Среднюю Азию в 1867-1868 и 1869-1870 гг., т.е. в период, который нам интересен.

В числе их есть две: «Представляют трофеи» и «Торжествуют». На первой картине восточный правитель рассматривает груду голов, отрезанных у побежденной стороны. На второй – головы поверженных насажены на пики по всему периметру площади.

Так что казакам было чего остерегаться. Да и в плену басурманском не сладко.
Последнее редактирование: 18 дек 2014 10:30 от sergey75.
Спасибо сказали: svekolnik, Светлана, Нечай, аиртавич

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
18 дек 2014 10:35 #25838 от sergey75
А кому не лень прочесть, вот реальная поучительная история про штабс-капитана Соловцова и есаула Катыбаева. Всё подтверждается архивными данными.

Интересно описано, взято с yesaul.livejournal.com/40968.html

Кок-Мурунское дело: гибель штабс-капитана Соловцова и триумф есаула Катыбаева.

«Кок-Мурунское дело 6 сентября 1856 г. – когда штабс-капитан Соловцев, не дождавшись главных сил своих, один бросился в девятитысячную толпу коканцев и был моментально, пред глазами горсти казаков, обезглавлен».

Казáки, верные сыны,
Среди костекской мы долины!
Все трудности для нас легки,
Коль конь, мой верный предо мной.

Седлаю верного коня.
Ретивое трепетует,
И с тихой думой о себе
Мы завтра ожидаем бой.

Трёхгранна пика на бедре,
От глаза птица не уйдёт.
Мы каратальцев не нашли:
Причина та, что все запали;

Но мы в Кокан-город пришли,
Где нас совсем никто не ждал.
Их девять тысяч было душ ...
Нас вывел в поле Соловцов,

Бородину держать велел
Стрелками праву сторону,
Сам вздумал храбрость показать
Перед своими казаками:

Один влетел в толпу киргиз –
И жизнь свою окончил тут:
Его, как зверя, окружили,
Отсекли голову напрочь,

– Ура! – вскричали казаки, –
За командирской головой
Омоем шашки и штыки
Мы алой кровью басурман.

(Песни сибирских казаков. – Пг., 1916).


Дело было на урочище Кок-Мурун в окрестностях солёного озера Ащыколь, в местности весьма недружелюбной: здесь река Сарысу, и без того слабосильная, приползшая с севера по пескам Голодной степи и растерявшая по пути почти всю воду и энергию движения, расплывается в заболоченный "язык" и в итоге теряется в песках.

Зима 1855/1856 годов выдалась снежная, Голодная степь покрылась коркой льда. В результате казахам Среднего жуза, бывшим в российском подданстве и подведомственным Акмолинскому и Каркаралинскому округам, не хватало скудной растительности для прокормки скота, и они ранней весной откочевали на юг, в долину реки Чу, надеясь там спасти свои табуны от голодной смерти.

Их сородичи из Старшего жуза (по-видимому, племени сиргели) – данники кокандских ханов, кочевавшие у северных отрогов гор Каратау (в песне они ошибочно названы каратальцами, следовало – "каратавцы" – по названию гор), не преминули воспользоваться возможностью поживиться и принялись время от времени угонять скот. Их поощряли и поддерживали военной силой кокандцы, а также дети и сторонники мятежного хана Кенесары, который к тому времени уже сложил свою буйную голову (в самом буквальном смысле: его обезглавили киргизы). Эти не упускали случая продемонстрировать российскому престолу, ктó (пока ещё) истинный хозяин в зачуйских степях, да и просто мелко нагадить.

В погоню за похитителями отправлялись казачьи отряды, сопровождаемые казахами-"потерпевшими". В мае 1856 года злодеи уже угоняли у собратьев до 15 тысяч голов разного скота. На их поимку был отряжён "отряд спецназа быстрого реагирования" Сибирского казачьего войска под командой есаула Катыбаева, имевший базу на урочище Караджар. К отряду примкнули казахи рода баганалы числом 600 человек. Тогда удалось отбить обратно 600 верблюдов, 200 лошадей, 6 000 баранов и 200 штук рогатого скота; половина же добычи всё же осталась у злоумышленников.

Что характерно, казачьему отряду было строго запрещено переходить пограничную реку Чу: это могло привести к нежелательному обострению отношений с Кокандом. Поэтому казаки, оставаясь на российской территории, поддерживали казахов российского ведомства лишь морально. Тем приходилось самостоятельно дерзкой вылазкой набегать на аулы воров, угонять скот, который попадётся под руку (свой, чужой – разве тут разберёшь) и стремглав мчаться к спасительной реке, под прикрытие казачьего отряда.

Кокандцы и зачуйские казахи, пытаясь возвратить скот, в мае рискнули было проскочить "запретную черту" Чу, переправились через реку и напали на наш отряд, однако были отброшены. Здесь уже казаки не тушевались и преследовали противника, форсировав Чу, не считаясь с запретом: речь шла уже не о прикрытии "гражданской" экспедиции, но об открытом нападении на наш военный отряд на нашей же территории. "Зачуйские" тогда потеряли до 300 человек убитыми, с нашей стороны было убито 32 и ранено 48 казахов. Среди казаков потерь не было.

В июле история повторилась, только в бóльших масштабах: счёт угнанного скота шёл на десятки тысяч. Предстояла крупная экспедиция для наказания виновных. Здесь сил одного Караджарского отряда уже не хватало, и на его усиление из укрепления Актау (Актавского) был выслан отряд под командованием штабс-капитана Павла Соловцова. Он, окончивший курс в Александровском Брестском кадетском корпусе, числился в Олонецком пехотном полку и состоял в должности старшего адъютанта начальника Области сибирских киргизов. К отряду примкнули 400 человек "наших" казахов.

Миновав пески Жеты-Коныр, отряд Соловцова соединился с Караджарским отрядом есаула Катыбаева. Соловцов принял командование соединёнными силами, которые состояли из четырёх офицеров, 11 урядников, 200 казаков, 26 конных артиллеристов, при двух трёхфунтовых орудиях и двух ракетных станках. Звучит внушительно, но до тысячных сводных казачьих отрядов времён охоты на Кенесары соловцовскому войску было далеко.

К 19 августа отряд прибыл на берег Чу, к броду Тасты-Куль, и расположился там лагерем. Состоявшие при отряде казахи были посланы в зачуйские пределы. Казаки же на сей раз смело пересекли границу (не было запретительного приказа?) и медленно подвигáлись следом, готовые в случае чего прийти на помощь. Через неделю казахи возвратились с отбитой у похитителей частью утраченного. Компенсация состояла из баранов числом до 40 000, 700 голов рогатого скота и 50 верблюдов. Отряд двинулся в обратную сторону.

Тем временем кокандское войско числом до двух тысяч человек явилось в горы Каратау с намерением пограбить тамошних казахов. То, что те были подданными кокандского же хана, никого не смущало: грабить казахов, пусть даже они собственные "налогоплательщики", в Кокандском ханстве считалось совершенно естественным. Узнав же, что русские угнали множество скота, кокандцы, ободрённые малочисленностью казачьего отряда, решили отомстить за своё недавнее поражение, а заодно и поживиться.
Спасибо сказали: Светлана, Нечай, аиртавич

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
18 дек 2014 10:35 - 18 дек 2014 11:50 #25839 от sergey75
Русский отряд 5 сентября вместе с верноподданными казахами и отбитым скотом остановился ночевать у брода на реке Чу. Тут-то и начались роковые для Соловцова события. Сначала Катыбаев, шедший в арьергарде, проходя мимо брода, заметил много свежих конских следов, что говорило о близости неприятеля. Есаул доложил о своём наблюдении Соловцову, но тот не обратил на это внимания.

Затем по непонятным причинам Соловцов разбил отряд на две части. Он отправил вперёд, на урочище Кок-Мурун, для ночёвки сотника Бородина при одном из двух имевшихся орудии и 40 казаках. Вместе с ними – всех казахов с отбитым скотом. Бывалый Катыбаев советовал не разделять отряд, но всем вместе отправиться на ночёвку на Кок-Мурун. Однако штабс-капитан проигнорировал и этот совет.

В полночь дежурный по отряду казак Бобылин доложил: приложив ухо к земле, он услышал топот лошадей. Стало ясно, что неприятель идёт поблизости, верстах в двух. Соловцов неизвестно зачем вновь разделил отряд, взяв с собой последнее орудие и Караджарский отряд числом около 70 казаков (из общего числа 210 казаков 40 ранее ушли с Бородиным на Кок-Мурун, 100 остались с Катыбаевым), и направился на выручку Бородину, приказав Катыбаеву оставаться на месте и "покончить разбитого неприятеля при отступлении". Все эти "академические" манёвры, годящиеся, быть может, для европейского театра военных действий с его регулярной кавалерией, но совершенно гибельные в степи, в результате стоили Соловцову жизни.

Менее чем через час он прислал к Катыбаеву гонца с приказом направить к нему 50 казаков, которые и отбыли под командованием хорунжего Герасимова, Катыбаев же остался на месте без орудия с 50 казаками. Отряд, таким образом, оказался разделенным на четыре части; 30 орудийных зарядов, взятых Соловцовым, было явно недостаточно, и орудие могло достаться неприятелю.

Разведав обстановку, Катыбаев, видя, что разделённым отрядам грозит неминуемая гибель по отдельности, решился нарушить приказ Соловцова и двинулся к урочищу Кок-Мурун на соединение с остальными частями. Через некоторое время он соединился с отрядом Герасимова, которого сильный неприятель не пускал вперёд. В этом время прискакавший казак сообщил о гибели Соловцова. Катыбаев с Герасимовым бросились в карьер и прибыли к Караджарскому отряду, уже соединившемуся с авангардом Бородина. Как выяснилось, Бородин выбрал для ночёвки возвышенность, однако прибывший Соловцов приказал спуститься с возвышенности в долину, соединившись с его отрядом. Неприятель же стоял на возвышенности вне досягаемости выстрелов и уже выставил там свои орудия, помещавшиеся на лежащих верблюдах.

Из рапорта Катыбаева: "о смерти Соловцова Бородин рассказал следующее. Когда он соединился с отрядом Соловцова, то узнал, что артиллерийских зарядов нет, т. к. исстреляли на пути при встрече с неприятельскими партиями, но у него (Бородина – прим.) были ещё, так что они благополучно отделались от неприятеля, напавшего на них в числе 500 чел., и заставили отступить. Соловцов, думая, что неприятель совсем разбит, со взводом казаков бросился за ним и попал в ловушку – на свежего неприятеля, скрывавшегося за горою. Видя неминуемую гибель, скомандовал назад, но был отрезан и убит с урядником Обходцевым и четырьмя казаками. Остальные вернулись к Бородину".

Приняв командование объединившимся отрядом, Катыбаев выстроил правильную оборону в низине и в течение трёх часов блестяще отражал атаки превосходящего неприятеля, состоявшего из сартов, ташкентцев, кокандцев и каратавцев. После этого, улучив момент, перешёл в наступление, занял возвышенность и захватил неприятельские орудия. Казаки Брютов и Судухин, переодетые сартами, спросив разрешения Катыбаева, поднялись на возвышенность и узнали, что неприятель находится в полутора верстах за нею. После этого Катыбаев принял решение открыть орудийный и ружейный огонь по лагерю неприятеля. После длившегося в течение часа обстрела последний разделился на две части и в паническом страхе бежал за реку Чу.

Скот, как оказалось, был ещё на рассвете угнан неприятелем, поэтому после сбора отрядов на отбитой позиции и отдыха Катыбаев отправил казахов возвращать добычу. Поскольку идти одни они не решались, есаул придал им хорунжего Герасимова с 50 казаками. Герасимов и казахи вернулись на следующий день со скотом, найденным в 30 верстах.

Как видим, Кок-Мурунская трагедия явилась следствием фатальных ошибок, допущенных Соловцовым, прежде всего, разделения отряда на части. В степи против слабо организованных кочевников действовать нужно было исключительно единым кулаком, а не "растопыренными пальцами", что не раз было доказано практикой. Недаром без малого 20 лет назад крайне малочисленный (не более 35 человек) отряд хорунжего Алексея Рытова, заняв круговую оборону, в течение трёх суток успешно отражал нападения превосходящего в десятки раз противника, а потом даже перешёл в наступление, прорвав ряды неприятеля и вырвавшись из окружения.

Сказался и недостаток орудийных зарядов – опять-таки просчёт Соловцова.

Сам он погиб также отчасти из-за собственного безрассудства. Косвенно это подтверждается оценкой его действий казаками – авторами песни: "Сам вздумал храбрость показать перед своими казаками". Оно, конечно, верно: командир должен быть впереди на лихом коне, должен храбрость показывать, но, всё же, в пределах разумного.

От модеатора:
Просьба ко всем пользователям не использовать в тексте сообщения квадратные скобки, так как они используются для форматирования и специальных вставок в сообщение (например картинки, ссылки и т.п.)
Последнее редактирование: 18 дек 2014 11:50 от bgleo.
Спасибо сказали: Шиловъ, Patriot, bgleo, Пётр, Светлана, Нечай, evstik, аиртавич

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
19 дек 2014 06:22 #25859 от аиртавич
Друзья, да что за беда? Не хватало нам оправдываться за дедов и прадедов!Может ещё тома наградных листов, списки жалованных знамён и почестей примемся приводить? Серебряные трубы 4-й сотни Первого полка и другие реликвии показывать? Да вы что?! Ну переписали слухи два шпака друг у друга - что с того? На солнце, вон, тоже есть пятна. Не пристало нам неоправданным смущением своим чинить обиды для памяти предков.Совсем не пристало! А для интереса иногородним напомню всего-то один случай.Когда наши гаврилычи в период РЯВ раз и навсегда отучили японцев атаковать кавалерией.Часа хватило, чтобы пустить на фарш гордость микадо. Именно - гаврилычи, не кавалергарды, гусары...Так что - слава СКВ! Честь имею, аиртавич.
Спасибо сказали: bgleo, svekolnik, Светлана, Нечай, evstik, Полуденная, GalinaPavlodar

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
10 янв 2015 02:35 #26291 от sergei195916
В наших краях Пресновских звали пяташники говоря что на базар приходили и чтобы руки не морозить в рот деньги ложили .Казанских звали чаканщики за то что чакан ели . Островских и Усерденских шалфеиники за чай из шалфея .Екатериновских дразнили тутарлаганцами за что не знаю ?
Спасибо сказали: Светлана, Нечай, аиртавич

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
16 янв 2015 12:24 - 08 апр 2016 02:53 #26371 от GalinaPavlodar

аиртавич пишет: Страсть, до чего же популярен был, оказывается, у сибирцев энтот шалфей! За пристрастность к чаю из него сколько поселков и станиц в одном лишь Первом отделе прозвание - "шалфейники" - получили! Аиртавичи - в их числе. Удивительно прям. Хотя у бабушки под рукой завсегда была старинная полторафунтовая (кажись?) жестяная банка из-под "лампасеек"(леденцов), где в смеси с кирпишным чаем (брикет предварительно ломали на кусочки) хранились листья смородины, вишарника и корешков каменного зверобоя, накопанного в сопках.Банку со смесью ставили в печь за заслонку на лёгкий дух на сколько-то времени, а потом уж пускали на заварку. Бывало, запаривали и солодик (корни солодки), ягоды малины, щипиги (шиповника), и парёнки (сушеная в печи "на камень" резаная морковка)...Гоняли чаи всякие, а вот, поди ж ты, прозвище именно от шалфея получили. Впрочем,не знаю, кто как, а лично я ругаться ни с кем не стану, если кто шалфейником назовёт-обзовёт: моё это, моё...Честь имею, аиртавич.


Такие чаи на травах пили, зато и здоровые были. Не то что нынешнее племя...
Последнее редактирование: 08 апр 2016 02:53 от mamin.
Спасибо сказали: Светлана, аиртавич

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
17 янв 2015 02:36 #26378 от svekolnik
Чтение Метрических книг (раздел "Об умерших") дает основание не во всем согласиться с этим безапелляционным суждением.
Спасибо сказали: Светлана

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
23 фев 2015 05:11 #27434 от аиртавич
А я бы Галину Григорьевну немножко поддержал. В метриках - страшный отход детей, прежде всего, особенно младенцев. Старики, опять же. Взрослых (от 18-ти и старше) не сказать, что катастрофично... Наивное предположение:дети просто не успевали набраться пользы от тех чаёв, а кто начинал употреблять их и делал это годами - накапливал иммунитет.
Спасибо сказали: bgleo, Нечай, GalinaPavlodar

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
23 фев 2015 06:14 #27437 от Нечай
И я с вами!

Детей много помирало от рождения. Это сегодня с каждой беременной врачи носятся как со списаной торбой, чуть ли не ежедневные проверки.
А представьте себе тогдашнюю мать. И белье в ледяной проруби простирнуть, и воды ведрами натаскать, и дров - печь истопить. Коров подоить, на пастбище выгнать. Дома семеро по лавкам. Муж хмельной придет домой, нагаечкой пройдется, так, для усмирению. Вот и рождались через одного с родимцем.

Инфекционные болезни. Сегодня антибиотик проглотил и слег на недельку в постельку. А тогда - хозяйства - по самые уши. Не сляжешь. До последнего на ногах. И антибиотики не знам. А уж если слег - тут и кирдык.

Зато, если кто выживал, то и доживал до глубокой старости. При такой жизни без трав и мудрости народной мерли бы еще чаще.
Спасибо сказали: bgleo, evstik, Полуденная, GalinaPavlodar, аиртавич

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.