ЛАМПАСЫ

Больше
21 нояб 2013 12:07 #17293 от otetz007
Возможно глупый вопрос задам знатокам, но всегда думал, что лампасы у казаков, в том числе и у сибицев, были красного цвета. Только вот недавно стал слушателем воспоминаний, по которым лампасы у сибирских казаков вдруг оказались жёлтыми...
Может быть кто-нибудь знает, как было на самом деле?

С уважением,
Андрей Иванов

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
22 нояб 2013 03:26 #17307 от evstik
Подтверждаю утверждение Олега Геннадьевича. В с.Новоникольск СКО в 1962 году общался (слушал "побасенки")со стариками в галифе с КРАСНЫМИ лампасами.
Спасибо сказали: otetz007, Нечай, Андрей Машинский

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
22 нояб 2013 05:29 #17313 от денис

evstik пишет: Подтверждаю утверждение Олега Геннадьевича. В с.Новоникольск СКО в 1962 году общался (слушал "побасенки")со стариками в галифе с КРАСНЫМИ лампасами.

генеральские?))

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
22 нояб 2013 11:16 - 22 нояб 2013 11:19 #17318 от Нечай
Тут такая вот статья гуляла по интернету.Правдивость сего сказаного спорная, но может интересно кому...

Лампасы


Происхождение казачьих лампасов.

Откуда они взялись?! Почему с ними, что называется, огнем и мечом боролись большевики?
По распоряжению Донбюро за ношение лампасов, как равно и за ношение погон, царских наград, фуражек, мундиров, за слово «казак», «станица» и т. д. – полагался расстрел на месте. Лампасы вырезали на ногах казакам каратели Ленина, Свердлова и Троцкого, предварительно выколов им глаза и приколотив гвоздями к плечам погоны. На жаргоне карателей «полковник», например, назывался «костыль», потому что его погон без звездочек приколачивался к плечу жертвы железнодорожным костылем, погоны есаула, сотника, хорунжего приколачивались гвоздями или ухналями по числу звездочек. Так что наши погоны и наши звездочки, наши лампасы окрашены кровью жертв революции и геноцида, который за ней воспоследовал. Так что же означали лампасы?
За что так ненавидела их, обрушиваясь на Тихий Дон, «пролетарская диктатура»? Существует легенда, как лампасы появились в XVI веке… Царь московский пожаловал казаков наградою за то, что они одни остановили татарское и ногайское нашествие на Русь, рассеяв врагов в степи, собственными жизнями заслонив царство Московское от погибели. Царь пожаловал казаков хлебом, ружейным припасом и сукном… Сукно было двух цветов: синего много и алого мало, поскольку алая аглицкая краска была на Руси дефицитом. Если сукна синего хватило всем, то на счет алого вышло на казачьем дуване затруднение. Казаки обратились к московскому чиновнику – приказному дьяку: как делить? Дьяк посоветовал выделить красного сукна на кафтан атаману. Послушались. Выделили. Как делить остальное? - Оденьте в красное героев! –посоветовал дьяк. - У нас тут не героев нет! –ответствовали казаки. – Мы тут все герои – иначе не выжить. Дьяк растерялся. Тогда казаки разделили сукно по совести, по справедливости, то есть поровну. По две ладони с четвертью. Разобрали длинные ленты, совершенно не пригодные для пошива какой-либо одежды, и дьяк посетовал: - Сгубили сукно. На что казаки ответствовали: - Это по твоим московским мозгам сгубили! А у нас в казачестве, может, справедливость наша в потомках и окажется!
Поделили честно, по совести, стало быть, Бог нашей справедливости не даст уйти в забвение. Такова казачья легенда, сказка, апокриф. Официально лампасы на казачьем мундире были введены в 1801 году во времена атамана М. И. Платова. Лампасы были узаконены царским правительством и в 1843 году, возможно как символ того, что их владелец не платил податей казне. Право на лампасы и околыш имели, например, дворяне. Лампасы по образцу казачьих носили, например, в Нижегородском драгунском полку. Кавказские казаки кубанцы и терцы вместо лампасов носили кант. Но ни в одном роде войск, ни в одном сословии лампасы не стали частью национального костюма, казаков. Гражданская война породила лампасы, не пришитые поверх шаровар, а «врубленные» в шов, и пришитые погоны или нарисованные химическим карандашом на гимнастерке как знак того, что человек решился умереть, но не изменить данному слову и своему решению.
До революции в обязательном, уставном порядке лампасы носили только «военные» казаки строевых возрастов. Казаки начали постоянно носить лампасы, когда их в станицах количественно, стало меньше, чем иногородних, естественно не имеющих права носить лампасы. Эта была неосознанная попытка отстоять свою самобытность. В тех же станицах, где казаки оставались в большинстве, в домашней обстановке, по воспоминаниям стариков и по письменным свидетельствам, они ходили без лампасов, а казаки побогаче и вообще норовили носить городское покупное платье. Лампас, архалук, гимнастерка и даже сапоги стали знаком неприятия всего того кошмара, что происходил с казаками после 1917 года. Лампасы стали знаком сопротивления геноциду и сатанинским силам, истреблявшим казаков.
Последнее редактирование: 22 нояб 2013 11:19 от Нечай.
Спасибо сказали: otetz007, bgleo, Пётр, Куренев, Никитин Константин, Андрей Машинский, evstik, Viktor

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
22 нояб 2013 15:41 #17333 от Alegrig
Добрый день ,присоединяюсъ к разговору ,в этом году я ездил в село и распрашивал людей о казачестве ,так вот один из них поведал что к ним постоянно подходил отдохнуть ´по дороге в магазин один из старых казаков который носил галифе и фуражку ,и по его воспоминанию лампасы были жёлтые ,я знаю что сибиряки носили алые лампасы ,возможно с годами выгорели и смотрелись как жёлтый ,но он помнит галифе были с жёлтыми лампасами ,не исключаю того что найти галифе с красными было невозможно и надевали какие попались . Это было в 1978-79 годах
Спасибо сказали: bgleo, Андрей Машинский

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
22 нояб 2013 15:50 #17337 от Нечай
По поводу желтых лампасов...
В разделе "Биографии" - "Кайгородов", я поместила сноску на статью в интернете, на форум "Казачий круг"

Если верить этой статье, то желтые лампасы были установленной Кочаком униформой Алтайского войска:

"В это время в Западной Монголии подъесаул Кай¬городов вспомнил о своем казачьем проекте 1919 года. В Кобдо он обмундировал отряд в форму Алтайского войска, утвержденную адмиралом Колчаком: черное обмундирование (но большинство надевали верх сибирских казаков (кителя и гимнастерки), которая имелись в изобилии), желтые лампасы, папахи с желтыми же шлыками и т. д. Каждая сотня имела свой цвет папах: 1-я сотня – черные папахи, 2-я – белые, 3-я – желтые, 4-я – коричневые."

Если это так и было, то понятно, откуда слухи

Кстати, за статью я не в ответе, как упомянула выше...:huh:
Спасибо сказали: bgleo, Alegrig

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
22 нояб 2013 23:30 #17350 от svekolnik
Все это уже активно обсуждалось у нас на сайте, даже тема есть отдельная "Униформа...." Вот оттуда:...

При Александре II был окончательно установлен цвет мундирного и прикладного сукна:
Донскому казачьему войску присваивались соответственно темно-синий и алый,
Уральскому - темно-синий и малиновый,
Астраханскому - темно-синий и желтый,
Сибирскому - темно-зеленый и алый,
Семиреченскому - темно-зеленый и малиновый,
Оренбургскому - темно-зеленый и светло-синий,
Забайкальскому и Амурскому - темно-зеленый и желтый.
Спасибо сказали: bgleo, Пётр, Нечай, evstik, Viktor

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
23 нояб 2013 02:20 #17353 от Андрей Машинский
В гражданскую всё перепуталось и вряд ли все с большим усердием соблюдали положенные цвета. Чем богаты, тем и бьём. И сколько казаков воевало не там, где изначально причислено!
Спасибо сказали: Нечай

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
23 нояб 2013 05:55 - 23 нояб 2013 05:57 #17355 от Андрей Машинский
А если элементарно нет других штанов и взять неоткуда? Война, разруха, дом далеко, еды-то нет не то, что нужного материала. Это сейчас просто рассуждать, когда в магазинах круглый год бананы не переводятся. А тогда нужный гвоздь не всегда сыщется. Посмотрите, на чём писали иной раз донесения - какие-то обрывки старых квитанций... Если маленький отряд расположился на маленькой полянке среди болот, уже белые мухи полетели, а свои штаны в хлам, наденешь, что есть, трофейное.
Последнее редактирование: 23 нояб 2013 05:57 от Андрей Машинский.
Спасибо сказали: Нечай

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
23 нояб 2013 08:14 #17356 от Mirko

Нечай пишет: - У нас тут не героев нет! –ответствовали казаки. – Мы тут все герои – иначе не выжить.


Момент истины.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
23 нояб 2013 09:22 #17357 от Андрей Машинский
А лампасы причём?

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
23 нояб 2013 11:14 #17359 от Mirko

Андрей Машинский пишет: А лампасы причём?


Не боялись их носить!

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
23 нояб 2013 12:06 #17361 от Андрей Машинский
Я совсем не про то.
Я о том, что в гражданскую у отдельных казаков СКВ могли быть лампасы не только красного цвета. Не до жиру, когда не из чего.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
23 нояб 2013 14:14 #17364 от bgleo
Полностью согласен с Олегом Геннадьевичем. Форма для казака - это святое. Не станет он надевать чужую, пусть даже своя драная - скорее свою починить постарается. Просто в Гражданскую в Сибирском войске было много казаков, "прибившихся" из других вОйск и носили они скорее форму своего войска. Назовите это хоть шиком, хоть гордостью. Это как с ермаковками - гордость и почитание своих предков, гордость и почитание к своему вОйску.

С уважением, Борис Леонтьев
Спасибо сказали: Шиловъ, Нечай, evstik

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
23 нояб 2013 14:56 #17366 от Андрей Машинский
Вы говорите про правило, а я про исключение (которое подтверждает правило). Что такое в принципе было возможно.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
23 нояб 2013 15:11 #17368 от bgleo
Оставшийся без своей одежды (по той или иной причине) человек, одеть чужую конечно может. Но ходить в этой чужой одежде постоянно будет разве что мародер. Вряд ли кто либо запомнит на всю жизнь человека, одевшего один раз чужую одежду. Да и согласитесь, маловероятно, что в Сибири вдруг перевелась напрочь форма Сибирских казаков и в изобилии развелась форма, например, Астраханских. Да так, что и надеть кроме нее нечего. Так что в данном случае, скорее речь идет именно о казаках других вОйск, вынужденных волею судеб в Гражданскую войну служить в Сибирском Казачьем Войске.

С уважением, Борис Леонтьев
Спасибо сказали: Нечай, evstik, Семирек верненский

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
23 нояб 2013 15:15 #17369 от Андрей Машинский
Насколько я понял, видели ОДНОГО человека ОДИН раз.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
23 нояб 2013 17:04 - 23 нояб 2013 17:07 #17372 от Нечай
Думаю, что Андрей Владимирович говорит об экстремальных ситуациях, как то Ледяной поход. Тогда, наверное, все шло в дело чтобы выжить и добрести. Хотя, я склоняюсь к тому, что "тырили" в большинстве обувь, т.к. она больше всего снашивается, да скупали у местных охотников меха, чтобы с холода не помереть. Наверное, тогда вся армия и на армию-то была непохожа.В то же время свирепствовал тиф,и обмениваться такой деликатной вещью как шаровары с тифозными вшами было отнюдь не безопасно. Впрочем, думаю, допустить можно всякое. Может и не казаки шаровары брали, а армейский народ и в них гуляли. Окружающие же принимали их за казаков.Все могло быть, а могло и не быть - нам же только гадать остается.
Несмотря на трудности такого "ледяного перехода" или "голодного перехода", зачастую видишь описания того, что именно казаки не раз спасали ситуацию и отличались особой выносливостью.И держались лучше других. А в книге "Голодный поход" (из воспоминаний участника) есть интересное описание, характеризующее казаков, когда ни у кого не было сил копать могилы, чтобы похоронить умерших и одна надежда была только на казаков, но те наотрез отказывались хоронить в одной могиле людей к ним не относившихся и только соглашались после уговоров на одного "штатского".Это Оренбургские казаки, но суть одна - и после смерти держаться вместе. Казаки - это порда особая, такого нет больше нигде в мире. Может быть эта сплоченность и помогала им выжить и придавала стойкости? И благодаря этой уникальной общности, легенда о происхождении лампасов не кажется такой уж сказочной в применении к казакам. И вполне возможно, что гордость за вот эту свою общину, за свое войско не позволило бы им надеть чужие лампасы. Своего рода предательство?
А мы так и будем гадать...
Последнее редактирование: 23 нояб 2013 17:07 от Нечай.
Спасибо сказали: Шиловъ, Андрей Машинский, evstik

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
23 нояб 2013 17:58 #17375 от Нечай
И еще подумалось...Не могу представить себе, чтобы казак с казака даже мертвого что-то снял. Ни со своего, ни с чужого.Скорее похоронит со всей честью, но не возьмет. Думаю, что это разные красные и анархисты партизаны мародерством занимались. Может и казак с врага сапоги стащит или теплую шинель, но не со своего, особенно лампасы. Может я и не права, поправьте.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.

Больше
23 нояб 2013 23:34 - 23 нояб 2013 23:40 #17381 от Андрей Машинский
Нк почему же с мёртвого? Что же сразу плохое предполагать? Могут быть десятки приемлемых вариантов. Вражий склад, обоз, да и казак-то может быть был какой-нибудь не наследственный, а поэтому не очень ценивший традиции, да мало ли что в лихое время может вывернуться. Чего только не было в то время!
Последнее редактирование: 23 нояб 2013 23:40 от Андрей Машинский.

Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.